Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

I ОБРАЗОВАНИЕ 1 В 30-е ГОДЫ В 30-е гг. государственная и партийная политика СССР была направлена на становление системы образования и повышение ее роли в экономическом и культурном строительстве. В постановлении ВЦИК и СНК РСФСР "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети", приня­ том 31 августа 1925 г., был определен десятилетний срок осуществления всеобуча, поэтому работа по обу­ чению грамоте взрослых и детей шла ускоренными темпами. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановле­ ние "О всеобщем обязательном начальном обучении". Задача, поставленная в этом постановлении, в Мур­ манском округе была решена сравнительно быстро. Уже в 1931/32 уч. г. большинство детей пошло в школу. Добиться этого удалось с помощью оперативно установленных льгот. Для учащихся были введены горя­ чие завтраки, организован подвоз детей в школу, нуждающиеся обеспечивались общежитием, одеждой и обувью. Начиная с 1930 г. возросли ассигнования на народное просвещение из местного бюджета. Если в 1930 г. они составляли 574 тыс. руб., то в 1934 г. равнялись 6,5 млн. руб., то есть увеличились более чем в 10 раз (Материалы по народному хозяйству и культуре Мурманского края: Сб. Мурманск, 1935. С. 91). В начале 30-х гг. в округе начался переход на всеобщее семилетнее образование. Одновременно с этим некоторые школы II ступени реорганизовывались в техникумы - основные общеобразовательные учреждения для подготовки специалистов народного хозяйства. В Мурманске открылись педагогический и морской техникумы, в Кировске - горнохимический и медицинский. Для подготовки рабочих массовых про­ фессий были созданы школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) в Мурманске, Мончегорске, Кировске. В середине десятилетия уже ставилась задача перейти на всеобщее среднее образование. В 1938 г. была создана Мурманская область и определена соответствующая новому административ­ но-территориальному делению структура управления образованием, которая в принципе не изменилась до сих пор. В 1939 г. на территории области появилось первое высшее образовательное учреждение - Мурман­ ский учительский институт и открылся Мурманский областной институт усовершенствования учителей. К концу 30-х гг. создание системы образования было в основном завершено. В саамских селах появились свои интеллигенты, в большинстве - учителя. Их подготовка осуществля­ лась в Ленинградском гос. пединституте им А. И. Герцена на отделении народов Севера и в Мурманском педтехникуме на саамском отделении. О темпах развития общего образования в Мурманском крае в 30-х гг. свидетельствуют такие дан­ ные. С 1930 по 1934 г. число учащихся увеличилось с 7400 до 24500, число школ - с 47 до 97, детских са­ дов - с 3 до 20. Учителей стало в 4 раза больше. Столь же быстрыми темпами образование развивалось в 1934-1938 гг. В это время в каждом районе Мурманска уже имелись средние школы. В 1940 г. учащихся было 42153, школ -159, детских садов - 74 и в основном завершилась работа по обучению грамоте взросло­ го населения. В 1941 г., по данным Наркомпроса, Мурманская область вошла в число областей сплошной грамотности. В школах удалось ликвидировать трехсменные занятия. Характеризуя учебно-воспитательный процесс обозреваемого периода, нельзя не отметить, что быст­ рый рост числа учащихся и школ повлек за собой снижение качества образования. Педагогических кадров не хватало, их подготовку вели ускоренными темпами (иногда срок обучения составлял 3 месяца), и поэтому профессиональный уровень учителей был низким. Вместе с качеством количество поглотило и лучшие традиции русской педагогики. Учителям запрети­ ли использование так называемых отживших методов преподавания, сократили до минимума общественные работы учащихся, не поощряли самоуправление. Основной формой работы стал урок. Учебно- воспитательный процесс идеологизировался. Для того чтобы образование развивалось быстро, требовались огромные капитальные вложения. Но денег у государства не хватало. К финансированию образования пришлось привлечь промышленные пред­ приятия, точнее, их средства. Помощь школам общественных организаций, предприятий, учреждений, прак­ тиковавшаяся еще в первые годы Советской власти, превратилась в шефство. Постановлением от 26 сен­ тября 1934 г. бюро Мурманского окружного комитета ВКП(б) закрепило за школами промышленные предприятия и строительные организации, обязанные осуществлять шефскую помощь. К концу 30-х гг. укрепились кадры учреждений образования. 83% учителей начальных классов имели среднее педагогическое образование, более 300 учились заочно в высших учебных заведениях. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz