Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

олимпиаде школьников по экологии, защитив проект “Состояние воздуха пос. Мишуково”. Дипломант I Международного конкурса “Вода на Зем­ ле’’ (за проект “Река моего детства”), неоднократный призер районных и областных экологических конкурсов. ТЕЛЯТНИКОВ ВАЛЕРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1943) Родился в Донецкой обл. Окончил Мурманский гос. пед­ институт. В системе образова­ ния Мурманской обл. работает с 1966 г., после службы на Се­ верном флоте: учитель физ­ культуры в восьмилетней школе № 4 пос. Росляково, с 1977 г. - в ср. школе № 17 г. Мурманска. Основой его педагогической деятельности является форми­ рование у юных северян устой­ чивой потребности в системати­ ческих занятиях физической культурой и спортом в целях сохранения здоровья. Раз­ работал и реализовал на практике оригинальную систе­ му спортивно-оздоровительной работы. Школа стала центром воспитательной работы и спортивной жизни поселка. В 1979 г. с помощью учеников и родителей актовый зал школы № 17 г. Мурманска был переоборудован в спортивный, что позволило создать хорошую базу для занятий физкультурой учащимся начальной школы. В 1983 г. в школе был дополнительно оборудован зал для занятий борьбой (в настоящее время - тренажер­ ный). Для увеличения двигательной активности учащихся, улучшения их физического развития в 1985 г. в школе были введены дополнительные уроки физкультуры (в 1-8 кл. стало по 3 урока, в 9-10 кл. - по 5 в неделю). Каждый ученик в течение учебного года участвовал в 8-10 соревнованиях по различным видам спорта, а продолжением уроков были различные формы вне­ классной работы. Традиционными стали соревнования с участием всех ребят (кросс “Золотая осень”, “Старты надежд", день прыгуна, день лыжника, первенство шко­ лы по волейболу, баскетболу, теннису и т. д.). Учащиеся были активными участниками районных и городских соревнований, становились победителями практически по всем видам спорта. С 1977 по 1989 г. команда школы занимала I место среди школ города, многие ребята побеждали на областных и всесоюзных Праздниках Севера. В традиционной городской легкоат­ летической эстафете на приз Героя Советского Союза А. Бредова, посвященной Дню Победы, сборная команда не знала поражений. На базе школы работали ежегодно 15-18 тренеров детско-юношеской спортивной школы по различным видам спорта. Более 60% учащихся занимались в спор­ тивных секциях. За эти годы учителя совместно с трене­ рами спортивных школ подготовили более 50 мастеров и кандидатов в мастера по различным видам спорта. Выпускники школы защищали честь нашей области на всероссийских, всесоюзных и международных сорев­ нованиях, Олимпийских играх. Для многих из них любовь к спорту переросла в профессию Участвовал в апробации проектов новых федераль­ ных программ по физкультуре, в разработке и внедрении региональной программы физического воспитания детей и учащейся молодежи. Школа № 17 была базовой по методической работе, здесь проводились открытые уроки, семинары не только для учителей, но и для руководителей школ района, города, области, практические занятия для учителей физкультуры. Выступил инициатором и организатором первой в области спортивно-оздоровительной средней общеоб­ разовательной школы. На протяжении 3 лет школа была экспериментальной площадкой научно-исследова- тельской лаборатории средств и методов гигиенического мониторинга экологии и здоровья человека С.-Пе­ тербургской педиатрической медицинской академии. Постоянный лектор на курсах повышения квалифика­ ции учителей в Мурманском областном ин-те повышения квалификации работников образования, участник науч­ но-практических конференций. С опытом работы по про­ блеме оздоровления детей средствами физической культуры выступал на межрегиональной научно- практической конференции “Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи в экстремальных условиях среды обитания". Награжден значками “Отличник физической культуры с с с р " “Отличник просвещения СССР", “Отличник на­ родного просвещения”. Заслуженный учитель школы РСФСР. ТИХОМИРОВА АЛЬБИНА АФАНАСЬЕВНА (1938) Родилась в Ивановской обл. В 1958 г. окончила педучилище в г. Кинешме. В 1974 г. поступила воспитате­ лем в ясли-сад № 5 г. Ковдора. С 1975 по 1995 г. работала зав. этим дошкольным учреждением. Создала благоприятные условия для всестороннего воспитания де­ тей, развития их творческих способ­ ностей, успешной подготовки к обу­ чению в школе. Одной из первых в районе открыла на базе детского сада школьный класс шестилеток, организовала работу изобразительной студии, музыкальной гостиной, обору­ довала музей народно-прикладного искусства, теплицу, ввела в штатное расписание учителя английского языка, хореографа, специалиста по изобразительному искус­ ству. Под ее руководством в детском саду была разрабо­ тана программа "Здоровье”, оборудованы спортивная и баскетбольная площадки, приобретены спортивные комплексы "Батыр", физиотерапевтическое оборудова­ ние, спортинвентарь для проведения игровых занятий. С помощью шефов изготовлено игровое и спортивное оборудование, построены прогулочные веранды, обору­ дована спортивная площадка, теплица и др. В течение 6 лет детский сад выезжал на летний отдых в южные регионы России и на Украину. Обеспечивала постоянное совершенствование вос­ питательно-образовательной работы, внедрение инно­ вационных направлений в педагогике: элементов мето­ дик В. Ф. Базарного по охране и укреплению зрения, М. Монтессори, элементов программы Н. Н. Вересова "Мы - земляне", элементов ТРИЗ. Разработала програм­ му экономического воспитания дошкольников. Успешно реализуя педагогику сотрудничества в ра­ боте с родителями, стала инициатором и руководителем проведения совместных мероприятий: спортивных праздников и развлечений, субботников, дней открытых дверей, праздников русского народного календаря, шко­ лы молодой матери, педагогического всеобуча. Родите­ ли охотно участвовали в жизни дошкольного учреж­ дения. 215

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz