Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

Учитывая ориентацию школы на самоопределение и создание условий для самореализации личности уча­ щихся, разработала рекомендации “Организация систе­ мы дополнительного образования в субботний разви­ вающий день в ср. школе № 5 г. Мончегорска”, которые вошли в программу развития школы. Создала Ассоциацию творче­ ских объединений школьников (АТОШ), которая координирует совместную деятельность уча­ щихся и учителей во внеурочное время по программам “Интел­ лект", “Творчество”, “Экология”, "Здоровье”. Руководитель науч­ ного общества учащихся “Планета", клуба “Экополис”. Творческая группа учащихся под ее руководством включилась в сотрудничество в области эко­ логии и охраны окружающей среды с классами- партнерами из Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии. Школьники разрабатывают и реализуют совместные исследовательские экологические проекты по теме “Загрязнение окружающей среды". С 1997 г. ее ученики участвуют в научно-социальной программе “Шаг в будущее”. Они становились призерами российского научного конгресса молодежи и школьников "Молодые исследователи Севера” в г. Мурманске и на­ учной конференции молодых исследователей в г. Моск­ ве, ежегодно побеждают в областных и зональных олим­ пиадах по биологии и экологии. С опытом работы по проблемам научно- исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии выступала на конференциях в г. Мурманске, в странах Баренц-региона (Финляндия, Норвегия). Награждена значком “Отличник народного просвеще­ ния”. Заслуженный учитель школы РФ. Учитель высшей категории. Обладатель Соросовского гранта. СТЕПАНОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1943) Родился в г. Горьком. В 1963 г., во время прохождения срочной службы на Северном фло­ те, был привлечен командованием к организации в г. Североморске клуба юных моряков при Доме пио­ неров, где руководил судомодель­ ным экипажем. По окончании служ­ бы остался работать руководите­ лем судомодельного кружка. С 1981 по 1992 г. - директор Се­ вероморской станции юных техни­ ков, директор учебно-производст­ венного комбината, директор клуба юных техников. С 1993 г. всецело посвятил себя судомоделизму. Воспитанники 80-90-х гг. ежегодно становились при­ зерами областных, всероссийских, межреспубликанских соревнований и чемпионатов России по судомодельному спорту, а также Кубка СССР “Памяти соловецких юнг”. Высокий профессионализм, мастерство помогают педагогу находить подход к каждому воспитаннику. Он в курсе всех инноваций в педагогике, стремится обога­ тить их и привнести что-то свое, овладел эффективными методами индивидуального воздействия на детей. Большое внимание уделяет военно-патриотической деятельности. Постоянно поддерживает дружеские свя­ зи с кораблями и частями Краснознаменного Северного флота. Проводит экскурсии, организует встречи, выстав­ ки на кораблях, в штабе КСФ, в бригаде кораблей в пос. Гранитном. Огромную работу провел к 300-летию Рос­ сийского флота: организовал выставки в областной на­ учной библиотеке, областном краеведческом музее. Главный итог его педагогической деятельности - стремление воспитанников к приумножению флотских традиций. Многие из них связали свою жизнь с флотом, закончив кораблестроительные институты, мореходные и высшие военно-морские училища. Опыт и знания охотно передает коллегам в области, России. Постоянный участник всероссийских сборов, семинаров судомоделистов по обмену опытом. Автор ряда публикаций в журнале “Моделист-конструктор”. Огромный педагогический опыт и накопленный истори­ ческий материал по кораблестроению и судомоделизму побудил его к созданию собственного информационно­ методического журнала “Дельфин", который пользуется популярностью у судомоделистов России, Польши, Гер­ мании, Болгарии. С 1969 г. постоянно участвует в судействе на област­ ных, республиканских, всероссийских соревнованиях. Отвечает за формирование сборной команды судомоде­ листов России. Судья союзной категории по судомо­ дельному спорту, председатель Ассоциации копийных классов моделей России, председатель областной фе­ дерации судомодельного спорта. Награжден Почетными грамотами Министерства про­ свещения РФ, Министерства обороны РФ. СТРЕЛКОВ ЕВГЕНИЙ ДИОМИДОВИЧ (1941) Родился в с. Стрельна Терского р-на Мурманской обл. В 1964 г. окончил физико-математический факультет Мурманского гос. педин­ ститута. Педагогическую деятельность начал учителем физики школы № 9 г. Заполярного, затем работал зам. директора по учебно-воспитатель- ной работе, директором этой же школы. С 1977 г. - зав. отделом народно­ го образования Печенгского р-на. Уделял большое внимание укреплению материально- технической базы школ, совершенствованию учебно-вос­ питательного процесса, налаживанию контактов с руко­ водителями шефствующих и базовых предприятий. В 1980 г. был назначен директором ср. школы № 21 г. Оленегорска. За время работы директором внес значительный вклад в развитие образования. Школа стала одной из лучших в городе, опорной базой передового опыта, про­ водником всех творческих начинаний в области образо­ вания и воспитания. Являясь демократичным руководителем, уделял большое внимание формированию как педагогического, так и ученического коллективов, создавал условия для самовыражения людей. В развитии навыков самоуправ­ ления ему удалось объединить усилия партийной, ком­ сомольской и пионерской организаций, учеников, роди­ телей, шефов. Умело направлял деятельность совета школы на укрепление материально-технической базы, совершенствование учебно-воспитательного процесса, реализацию передовых педагогических идей. Разнообразная работа с кадрами, включающая пед­ советы, методическую деятельность, творческие семи­ нары, позволила воспитать педагогов, которые стали руководителями различных учреждений народного обра­ зования города. Решая задачу совершенствования образовательного процесса, много внимания уделял оборудованию учеб­ ных кабинетов, формированию учебно-методических 211

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz