Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

В 1985 г. переехала в г. Монче­ горск. За время преподавания в ср. школе № 14 достигла высоко­ го профессионального уровня. Освоила современные образова­ тельные технологии: игровое обу­ чение на основе опорных конспек­ тов по экономике, групповые и коллективные формы работы, зачетную систему в старших клас­ сах. Разработала модифициро­ ванные программы и тематические планы по курсам, предусмотрен­ ным учебным планом гимназии, с учетом возрастных особенностей учащихся. Первой в городе перешла на концентрическую систему преподавания истории и об- ществознания. Активно участвует в экспериментальной деятельности по апробации программ и учебных по­ собий. Используя новейшие технологии, главную цель видит в приобщении учащихся к самостоятельной работе, повышении мотивации учебной деятельности. Это стремление педагога делает учебный процесс личност- но-ориентированным. Ее ученики ежегодно становятся победителями и призерами городских и областных олимпиад по эконо­ мике и праву, конкурсов “Молодые исследователи Севе­ ра” и “Шаг в будущее". С 1996 по 2000 г. возглавляла городское методиче­ ское объединение учителей истории. В 1998 г. стала победителем городского конкурса “Педагогика успеха”. В 1999 г. участвовала во Всерос­ сийском фестивале педагогических идей. Награждена значком “Отличник народного просве­ щения”. СОЛОВЬЕВА ЛИДИЯ ВАЛЕНТИНОВНА (1941) Родилась в г. Мурманске. В 1959 г окончила Петроза­ водское педучилище. Начала трудовую деятельность в Каре­ лии, в пос. Вирандозеро - заведо­ вала малокомплектной школой. Обучала не только детей, но и взрослых, ликвидируя негра­ мотность и малограмотность. С 1961 г. работает в системе образования Мурманской обл. - сначала в школе-интернате пос. Африканда. За годы работы в школе-интернате неоднократно избиралась депутатом поселкового Совета, председателем профсоюзного ко­ митета, руководителем методического объединения. Школа-интернат занимала I место в РСФСР по органи­ зации учебы, отдыха, быта учащихся. С 1978 г. работает в ср. школе № 4 г. Полярные Зори учителем начальных классов. Одной из первых приняла участие в эксперименте по обучению детей шестилетне­ го возраста, который проводился в этой школе, апроби­ ровала новые программы и учебники. Всегда готова поделиться опытом с коллегами: про­ водила открытые уроки на областных, районных и город­ ских семинарах, принимала участие в учительских кон­ ференциях, выступала на педагогических чтениях с док­ ладами. Заботливый и тактичный наставник молодых педагогов. 10 лет была общественным инспектором по охране детства. Судьбы многих детей устраивались благодаря участию, заботе, теплоте и гуманизму этого талантливо­ го педагога. Несколько лет возглавляла работу школьно­ го лектория для родителей. Проводила беседы, общие родительские собрания, встречи-лекции о воспитании детей в семье, об оказании помощи в учебе. Награждена медалью “Ветеран труда", значком “Отличник народного просвещения”. СОЛОДОВ ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ (1941) Родился в Воронежской обл. В 1969 г. с отличием окончил Мур­ манское высшее мореходное учи­ лище по специальности “Эксплуа­ тация электрооборудования судов”. С 1969 г. работает в Мурман­ ском гос. техническом ун-те (асси­ стент, ст. преподаватель, с 1991 г. - доцент кафедры судовой автома­ тики и вычислительной техники). Ученое звание доцента получил в 1992 г. Ведущий преподаватель по кур­ сам “Судовая электроника и схемотехника", “Диагностика и наладка систем автоматики", “Надежность и техниче­ ская диагностика радиоэлектронного оборудования”, “Надежность и техническая диагностика судовой автома­ тики”. С 1989 г. - член государственной аттестационной комиссии по приему выпускных экзаменов и защите ди­ пломных работ инженеров-электромехаников Автор более 25 учебно-методических и научных работ. С 1980 по 1988 г. - декан факультета повышения ква­ лификации командного состава плавсостава и специа­ листов флота рыбной промышленности (ФПК); с 1988 по 1991 - зав. подготовительным отделением; с 1991 по 1998 - декан электромеханического факультета (ЭМФ). В период его работы на ФПК годовой контингент слу­ шателей вырос с 300 до 1200 человек. Ежегодно откры­ вались новые направления повышения квалификации - судоводителей, судомехаников, электромехаников, рефмехаников, технологов, механиков технологического оборудования, первых помощников капитана, руководи­ телей береговых предприятий, резерва на выдвиже­ ние и др. За время его деятельности на подготовительном от­ делении были созданы специализированные классы судоводителей, судомехаников, электромехаников и тех­ нологов в ср. школах № 8 и 47, затем - Мурманский мор­ ской лицей (ныне - Мурманский политехнический лицей). Совместно с директорами школ разрабатывал первые нормативные документы, регламентирующие совмест­ ную работу средней школы и вуза. В период работы деканом ЭМФ успешно прошел две государственные аттестации и международную аккреди­ тацию в Лондонском ин-те морских инженеров. Награжден медалями “Ветеран труда”, “300 лет Рос­ сийскому флоту”, Почетной грамотой Комитета по рыбо­ ловству РФ. СОРБАЛЭ КАРОЛИНА НИКОЛАЕВНА (1948) С 1983 г. преподает биологию и экологию в ср. школе № 5 г. Мончегорска. С 1994 г. - член городского методического Совета управления образования, руководитель объединения “Экое”, координатор по экологическому образованию учащихся школ и дошкольных учреждений города. Поиск путей обновления экологического образования привел ее к мысли о необходимости разработки концеп­ ции “Экологическое образование и воспитание в детских образовательных учреждениях г. Мончегорска", про­ граммы “Здоровье", что и было осуществлено в 1994 г. 210

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz