Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

ной школы моряков стал известен на только в области, но и в России. Другая модель вечерней школы, защищающая под­ ростка средствами образования, формировалась на базе вечерних школ Мурманска, Североморска, Ковдора, Кандалакши. Были разработаны новые учебные планы, обеспечивающие не только получение общего образова­ ния, но и одновременное обучение массовым професси­ ям в УПК, ПТУ, учебных мастерских. Новый смысл педа­ гогической деятельности заключался в том, чтобы сде­ лать все возможное для самоопределения подростка. Награждена значками “Отличник просвещения СССР", “Отличник народного просвещения’’, “За актив­ ную работу в Педагогическом обществе РСФСР”. ПУГОВКИНА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА (1945) Родилась в г. Мурманске. Училась в ср школе № 1 г. По­ лярного В 1967 г. окончила хи­ мический факультет Ленинград­ ского гос. пединститута им. А. И. Герцена и всю свою педа­ гогическую деятельность связала с системой образования г. По­ лярного. Работала учителем химии, зам. директора по учебно- воспитательной работе в ср. школе № 1, была руководителем городского методического объе­ динения. С 1987 г. возглавляет городской информацион­ но-методический центр. Особенность ее деятельности - умение добиваться высоких результатов в организации познавательной деятельности учащихся, оказывать дифференцирован­ ную помощь учителям в освоении методики преподава­ ния предмета. Этому служили и учебно-методические комплекты, самостоятельно разработанные по всем типам с 8 по 10 кл., и оснащение кабинета наглядными пособиями и дидактическими материалами, и постоян­ ное обновление арсенала методов и форм обучения. В конце 70-х гг. освоила новые формы уроков (урок- концерт, урок-игра, урок-лекция, урок-зачет). Для многих учеников уроки химии были самыми любимыми. В 1985- 1986 гг. ее учащиеся занимали призовые места на обла­ стных олимпиадах. Всегда щедро делилась методическими находками с коллегами, давала открытые уроки, была наставником молодых. Именно эти качества помогли ей в организации повышения квалификации педагогов в городе, когда она возглавила методкабинет. С 1987 г. при ее активном участии начались обновле­ ние содержания образования и инновационная деятель­ ность образовательных учреждений г. Полярного. О го­ товности методической службы отвечать многообразным интересам педагогов, помочь им в освоении наиболее актуальных проблем говорит перечень основных на­ правлений работы методкабинета: углубленное изучение предметов, диагностика затруднений учителя, создание непрерывной системы повышения квалификации, орга­ низация школы молодого учителя, развивающее обуче­ ние школьников, экологическое воспитание дошкольни­ ков, преемственность в обучении. Руководила экспери­ ментом по рационализации распределения учебного и каникулярного времени в течение учебного года в ус­ ловиях Заполярья, по организации циклового обучения в вечерних школах. Опыт г. Полярного по этим пробле­ мам стал известен в области. За годы работы воспитала достойную смену: в городе работает около 30 ее бывших выпускников. В 1987- 1990 гг. была депутатом городского Совета народных депутатов. Старший учитель. Методист и руководитель высшей категории. ПЯТИНА ЛИДИЯ ПАВЛОВНА (1943) Родилась в г. Кандалакше Мурманской обл В 1978 г. окончила Мурманский гос. пединститут. С 1970 г. работает в профессиональном училище Ns 12 г. Мурманска: преподавателем физики, зав. учеб­ ной частью, зам. директора по учебно-воспитательной работе. Руководит советом профилактики правонарушений, педконсилиумом по изучению личности обучающихся. Была председателем профсоюзного комитета, зам. председателя совета училища. Создала учебно-материальную базу кабинета фи­ зики. Организовывала участие в различных конкурсах. Один из участников стал обладателем Гран-при. Ее выпускники успешно работают мастерами про­ изводственного обучения в профессиональном учили­ ще № 12. Награждена значками “Ветеран профтехобразования СССР”, “Отличник профтехобразования РФ”. РАЙЦЕВА НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА (1942) Родилась в Ивановской обл. Окончила Мурманское педучи­ лище. Трудовую деятельность на­ чала с 1959 г. в пос. Ревда Мур­ манской обл. С 1963 г. - воспита­ тель яслей-сада № 8. Творчески работала над про­ блемами активизации познава­ тельной деятельности учащихся на занятиях по развитию речи и математике. Ее опыт трудового и экологического воспитания обобщен Ловозерским роно. Воспитатели района ис­ пользуют ее разработки по формированию грамматиче­ ски правильной речи. На районных семинарах демонст­ рирует богатый дидактический материал по основным разделам развития речи - составлению рассказов по картине, звуковой культуре речи, выразительности речи, методическому обеспечению сюжетно-ролевых игр "Ате­ лье", "Турист", "Путешествие в дальние страны", "Почта" и др. Ею создан пальчиковый театр "Буратино". Разработала собственную программу "Здоровье", по которой ясли-сад работают 3 года: в результате снизи­ лась детская заболеваемость. Освоила программы "Дет­ ство", "Радуга", "Наследие". Награждена значком "Отличник народного просве­ щения". РАТАЕВСКАЯ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА (1934) Родилась в Ростовской обл В 1956 г. окончила математиче­ ский факультет Майкопского гос. пединститута. После окончания вуза была направлена на работу в ДагАССР В 1961 г. приехала в Мурман­ скую обл. и стала работать учите­ лем математики, директором школы в с. Пулозере С 1967 по 1999 г. - учитель математики, зав учебной частью школы № 21 г. Оленегорска. Л 198

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz