Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

С ее участием разработана и внедряется программа развития дошкольного учреждения, по результатам реа­ лизации которой ясли-сад № 10 в 1997 г. стал лауреатом Всероссийского конкурса “Детский сад года”. Награждена медалью “Ветеран труда”, значком “Отличник народного просвещения". ПОЛОЗОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА (1951) Родилась в пос Ревда Лово­ зерского р-на Мурманской обл. В 1972 г. окончила с отличием Мурманский гос. пединститут. Педагогическую деятельность начала в пос. Ена учителем исто­ рии, затем стала инспектором, а с 1981 по 1993 г. - зав. отделом народного образования админист­ рации Ковдорского р-на. С 1993 г. - зам. зав. Мурманским облоно За период работы зав. отделом роно зарекомендовала себя инициатив­ ным, энергичным работником. На протяжении нескольких лет районный отдел народного образования признавал­ ся победителем социалистического соревнования в Се- веро-Западной зоне, а с 1987 г. решением коллегии Мурманского облоно отделу, единственному в области, предоставлено право работать на самоконтроле. При ее активном участии произошли значительные изменения в развитии и укреплении материально- технической базы народного образования Ковдорского р- на: построено 3 средние, начальная и спортивная шко­ лы, ПТУ, усовершенствована база для занятий физкуль­ турой. Спортивный комплекс школы № 2 представлялся на ВДНХ. С 1990 г. все средние школы района оснащены компьютерными классами, видеоаппаратурой. Настойчивость, проявленная ею в совместной ра­ боте с руководителями предприятий района, позволи­ ла с 1984 г. решить вопрос профессиональной подготов­ ки старшеклассников: ежегодно велось их обучение по 9-10 специальностям, по окончании школы почти 90% выпускников получали квалификационные удостове­ рения. Под ее руководством велась целенаправленная ра­ бота по охране зрения детей в условиях Крайнего Севе­ ра через внедрение методики профессора В. Ф. Базар­ ного. Большие изменения произошли в системе дошколь­ ного воспитания в районе: 4 из 24 дошкольных учрежде­ ний работали на доверии. Ежегодно на базе дошкольных учреждений и школ проводились областные семина­ ры для различных категорий работников народного об­ разования, руководителей органов исполнительной власти. В районе действовало 5 экспериментальных педаго­ гических площадок. Наиболее успешно велось внедре­ ние комплексной программы "Здоровье и формирование физической культуры школьников", шла работа по апро­ бации базисного учебного плана на базе городской и сельской школ. Отдел участвовал в эксперименте по изучению состояния и перспектив развития организаци­ онных структур управления образованием в условиях Кольского Заполярья, организованном управлением народного образования Мурманского облисполкома. В настоящее время работает зам. председателя комитета по образованию администрации Мурманской обл. Награждена значками "Отличник народного просве­ щения", “Лучшему учителю-комсомольцу”. Заслуженный учитель школы РФ. ПОПОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ (1938) Родился в Костромской обл. В 1960 г. окончил историко-фило­ логический факультет Мурманско­ го гос. пединститута. С 1961 г. работает в Мурман­ ском педагогическом училище преподавателем музыки. Музыку сочиняет со студенче­ ских лет. В 1964 г. создал в учи­ лище оркестр русских народных инструментов, написал для него десятки партитур. Оркестр на протяжении 35 лет был участни­ ком всесоюзных телепередач “Музыкальный турнир года" и “Шире круг”, а песня В. А Попова “Мое Запо­ лярье" передавалась по Интервидению, ее мелодия с 1970 г. является позывными Мурманского радио, музы­ кальным символом радиожурнала “Мой Север”, ее игра­ ют городские часы. Поддерживает тесные творческие связи с дошколь­ ными и школьными детскими учреждениями: провел множество авторских встреч из цикла “Композитор и дети”, выпустил в свет сборник детских песен “Северные песенки" и на его материале организовал несколько семинарских занятий с музыкальными работ­ никами детских садов и учителями музыки школ города и области. Его “Песня юных оленеводов” стала лауреатом Все­ российского конкурса патриотической песни. Главное место в его творчестве занимает лирическая тема Севера (песни “Мое Заполярье”, “Белые ночи", ’Пу­ шица", "Мурманские страдания”, “Снежница-зима” и др.). Написал музыку к 10 спектаклям Мурманского областно­ го театра кукол и двум постановкам драмтеатра. Дипломант I и лауреат II фестиваля творческой мо­ лодежи России. Награжден значками “Отличник народного просвеще­ ния”, “Отличник просвещения СССР”. ПОПОВА ЛИДИЯ ФЕДОРОВНА (1937) Родилась в пос. Зашеек Мур­ манской обл. В 1956 г. окончила Петрозаводское педагогическое училище. Работала в Карелии - сначала в Пшверской семилетней школе, затем в Куйтежской ср. школе. В 1960 г. возвращается в Мур­ манскую обл. и становится воспи­ тателем детского сада № 10 в пос. Нивский Кандалакшского р-на. В 1978 г. переведена в дет­ ский сад № 35 г. Полярные Зори. Творческий педагог, ее учебно-воспитательная дея­ тельность отличается систематичностью и целостно­ стью. Она апробировала пооперационные карты, модели разного типа: основных движений, комплексов утренней гимнастики, для составления описательных рассказов о животных и растениях. Богатый арсенал педагогических приемов, вся воспи­ тательная работа направлены на развитие в детях по­ знавательных интересов. Для этого используются игры типа "Поле чудес”, “Что? Где? Когда?”, посещения биб­ лиотеки, музея, коллективные походы в театр. Одной из первых стала внедрять комплексное ис­ пользование всех средств физического развития детей - проведение физкультурных занятий на воздухе во все времена года, пробежки, бодрящая гимнастика после сна, корригирующая гимнастика. 196

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz