Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
области провел обширные исследования по проблемам формирования нравственно-правового опыта старше классников. В 1984 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, в которой впервые были опре делены сущность, структура нравственно-правового опыта старшеклассников, этапы, особенности его фор мирования, основные направления взаимодействия старшеклассников с социальной средой в целях совер шенствования их нравственно-правовой подготовки. Практическая значимость исследования привлекла вни мание ученых и Министерства просвещения РСФСР, где был заслушан опыт его работы по проблеме предупреж дения отклоняющегося поведения среди несовершенно летних. О путях повышения эффективности нравствен но-правового воспитания в школе рассказывал на Все союзном совещании в 1981 г., научно-практических кон ференциях, в НИИ общих проблем воспитания Академии педагогических наук СССР В 1987 г. начинает работать на кафедре педагогики и психологии Мурманского гос. пединститута, с 1989 г. - в Мурманском областном ин-те усовершенствования учителей, где становится первым зав. кафедрой педаго гики и психологии, избирается председателем областно го совета Педагогического общества РСФСР. После реорганизации института возглавляет научно- методический отдел, затем становится проректором по научно-методической работе и зав. кафедрой дошколь ного и начального образования. Является одним из первых организаторов областного конкурса “Учитель года”. Награжден медалью “За доблестный труд. В ознаме нование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", По четными грамотами Министерства просвещения РСФСР, СССР, губернатора Мурманской области. ПОЖИДАЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1937-1999) Родился в Курской обл. Трудо вой путь начал в 18 лет слесарем- сантехником на строительстве Сталинградской ГЭС. С 1959 г. служил радиотелеграфистом на судах Северного флота. Окончил философский факультет Ленин градского гос. ун-та и аспирантуру при Академии общественных наук в Москве. В 60-е гг. становится работни ком Мурманского обкома комсо мола: сначала инструктором, по том секретарем, а с 1966 г. - первым секретарем обкома ВЛКСМ. С 1974 г., после окончания Академии общест венных наук, в течение 8 лет руководил лекторской груп пой обкома КПСС. С 1983 по 1998 г. был директором областного крае ведческого музея. Стал инициатором и руководителем создания экспозиции “Быт, хозяйство и культура поморов Кольского Севера конца XIX - начала XX в.” в Благове щенском соборе г. Колы, отдела истории Печенгского р-на в музее пос. Никель, отдела истории и природы Ковдорского р-на в музее г. Ковдоре, отдела поморского быта в музее пос. Умба. Благодаря его усилиям было принято решение сохранить в качестве музея Морского Флота России атомный ледокол “Ленин”. Велика его заслуга в политическом просвещении учи тельства, в развитии краеведения в школах области. Он был постоянным лектором в учительских аудиториях, организатором многих интересных дел учащихся, комсо мольцев и пионеров. Награжден орденом “Знак Почета" и медалями. За служенный работник культуры РФ. ПОЖИЛЕНКО ЕЛЕНА АНТОНОВНА (1945) Родилась в Брестской обл. Педагогическую деятельность начала в 1963 г. воспитателем. В 1971 г., окончив Ленинградский гос. пединститут им. А. И. Герце на, была назначена на долж ность воспитателя-методиста дошкольного образовательного учреждения № 9 Кольского фи лиала Академии наук СССР. С 1981 г., получив дополнитель ное высшее образование учите ля-логопеда школьных и дошко льных учреждений, работает учителем-логопедом в ДОУ № 10 г. Апатиты. Имеет глубокие профессиональные знания в области педагогики, психологии, логопатопсихологии. Умело применяет их, используя различные методики обследо вания детей, для установления диагноза и проведения коррекционно-компенсаторной работы с детьми- логопатами. Свою деятельность строит с учетом принципов спе циального образования при соблюдении триединой за дачи: коррекционного обучения, коррекционного воспи тания и коррекционного развития. Главные черты ее педагогической деятельности - глубокая вера в неогра ниченные возможности ребенка, уважение к нему, лич ностно-ориентированный подход. Тщательность отбора средств, методов и приемов воздействия на детей по зволяет достичь высоких результатов: 85% ее выпускни ков успешно обучаются в массовой школе. Творческий поиск педагога, богатый практический опыт нашли отражение в серии комплексных индивиду альных занятий с детьми по коррекции звукопроизноше- ния и подборе наглядно-дидактического материала к ним, в опубликованных статьях “О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников” и “Использование наглядных пособий и передовых приемов в коррекции речи дошкольников”. Ею разработана новаторская методика, изложенная в книге “Сюжетно-тематическая организация фронталь ных логопедических занятий” Кроме теоретического обоснования, описания методики, здесь широко пред ставлены в конспективной форме практические приемы коррекционной работы. Авторскую методику характери зуют многогранность организационных форм обучения, ее развивающий характер и разнообразие методических приемов. Данная методика получила высокую оценку Мурманского областного ин-та повышения квалификации работников образования, широко используется воспита телями и логопедами в Мурманской обл. и за ее преде лами. В течение 15 лет руководит методическим объедине нием логопедов города: организовала коллег на поиск, отбор и систематизацию речевого материала. Является образцом творческого подхода к коррекции речи детей, инициатором применения валика-массажера и криомас сажа. Ее логопедический кабинет признан одним из луч ших в городе. Руководит практикой студентов-заочников С.-Петербургского гос. педагогического ун-та и Мурман ского гос. пединститута, более 20 специалистов-лого- педов города считают ее своей наставницей. С 1983 г. проводит открытые занятия, читает лекции на курсах повышения квалификации педагогов. Работу строит по принципу “открытых дверей”. 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz