Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

и областных олимпиадах. Владеет приемами коррекции программ и дифференцированного подхода к обучению, участвует в эксперименте школы по теме “Разноуров­ невая дифференциация”. Апробировала вариант углуб­ ленного изучения математики в группе переменного со­ става. Использует технологии развивающего обучения. Опыт ее работы по темам “Активизация мыслитель­ ной деятельности учащихся в классах с углубленным изучением математики", “Повторительно-обобщающие уроки, выявляющие уровень знаний учащихся”, “Предупреждение ошибок на основе диагностики" изучен и обобщен. Является наставником молодых учителей и практи­ кантов, делится опытом как на открытых уроках, так и на городских, районных и областных семинарах. Ее ученики обладают прочными знаниями, выходя­ щими за рамки традиционных учебных программ, часто выбирают профессии, связанные с математикой. Награждена медалью “Ветеран труда”, значком “От­ личник народного просвещения". Соросовский учитель. ПАШЕНЦЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1936) Родился в г. Петрозаводске. В 1960 г. окончил физико- технический ин-т в г. Долгопруд­ ном, в 1963 - аспирантуру. В том же году защитил диссертацию на соискание ученой степени канди­ дата наук по теме “Напряженное состояние сферических оболочек с правильным рядом отверстий”. С 1950 по 1966 г. - работа в НИИ г. Подлипки (ныне - г. Коро­ лев) инженером, ст. инженером, руководителем группы. С 1966 г. - в Мурманском высшем инженерном мор­ ском училище (ст. преподаватель, доцент кафедры выс­ шей математики, доцент, профессор кафедры судовож­ дения). Работает в области точного судовождения, механики упругих сред, программирования тренажерных систем судовождения и обучающих систем специального назна­ чения. Преподает дисциплины “Математические основы судовождения” и “Логическое программирование”. Имеет около 70 печатных работ, 4 свидетельства на программные продукты. Основные работы: “Статистические методы обработки результатов наблю­ дений”, "Решение задач навигации, мореходной астро­ номии и статистической обработки информации с ис­ пользованием вычислительной техники”. Награжден значком “Почетный работник рыбного хо­ зяйства”. ПАШКОВ ВЛАДИМИР ИОСИФОВИЧ (1943) Родился в г. Омске. В 1972 г. окончил Ленинградский гос. пед­ институт им. А. И. Герцена. С 1969 г. работает руководи­ телем физического воспитания Мончегорского политехнического колледжа. Его высокая теоретиче­ ская подготовка оптимально соче­ тается с практическими умениями. Осуществил методические разработки по теории и методике физического воспитания, внедрил в учебный процесс разработки по лыжной подготовке, плаванию, волейболу и баскетболу. Неоднократно выступал с докладами на областных педа­ гогических чтениях. В 1998 г. разработал методические рекомендации “Содержание и методика физического воспитания с про­ фессионально-прикладной направленностью для техни- ков-металлургов”, которая в полной мере раскрывает профессиональную деятельность металлурга и качества, необходимые для успешного освоения этой профессии. В результате проведенного им исследования создана профессиограмма для техников-металлургов. На протяжении ряда лет являлся организатором и инициатором легкоатлетического пробега Мончегорск - Мурманск - Мончегорск. Как новая форма работы по лыжной подготовке им проводятся уроки-походы во всех учебных группах. Стал организатором первых в г. Мончегорске сорев­ нований по биатлону. Первыми чемпионами города были его студенты. Среди его учеников - мастера спорта по лыжным гон­ кам, хоккею с мячом, конькам. Коллектив колледжа не­ однократно становился победителем смотров-конкурсов, городских и областных соревнований, студенты коллед­ жа были чемпионами Спартакиады техникумов Мини­ стерства цветной металлургии СССР В 1994 г. студент колледжа стал чемпионом России по баскетболу, бас­ кетбольная команда “Политехник" - двенадцатикратный победитель и призер областных соревнований, трех­ кратный победитель Кубков города. Как правило, большинство выпускников колледжа - пропагандисты спорта. Основу многих баскетбольных команд города (“Конверс", “Водник", “Металлург", “Автодор” и др.) составляют выпускники колледжа. Награжден Почетными грамотами Министерства цветной металлургии СССР и ЦК профсоюзов. В 1997 г. признан лучшим тренером г. Мончегорска. ПАШУК ЕЛЕНА ФЕДОСОВНА (1938) В 1963 г. окончила факультет методики начального обучения Гомельского гос. пединститута. С 1964 по 1998 г. ее судьба связана с работой в об­ разовательных учреждениях Мурманской обл. В 1964- 1968 гг. работала учителем начальных классов в г. Се­ вероморске, в 1976-1988 - учителем начальных классов ср. школы № 287 г. Заозерска. Ее отличительными качествами были творческий подход к делу, высокий профессионализм, беспредель­ ная любовь к детям. Много сил и фантазии, профессио­ нального мастерства вкладывала в свои уроки, интерес- Ht по форме, глубокие по содержанию, методически вы, -ренные и грамотные. Умела создать условия для сотрудничества и сотвор­ чества учителя с классом, с каждым из учащихся. Пре­ доставляла учащимся на уроках право выбора, воспиты­ вая умение оценивать свои силы, уровень овладения материалом. В этом проявлялся новый подход в отно­ шениях “учитель - ученик, ученик - учитель”, основанный на принципах гуманизации и демократизации обучения. Создавала проблемные ситуации, которые успешно решали дети. Учащиеся сами открывали закономерности на основе наблюдений, сравнений, обобщений; предла­ гали несколько вариантов решения задач. В педагогиче­ ской практике широко использовала диагностические методы; обучала детей самоанализу, самооценке и кор­ рекции знаний. Разработала тему “Активизация познавательной дея­ тельности на уроках математики”, с докладом и сообще­ ниями по которой неоднократно выступала перед широ­ кой аудиторией. Большую просветительскую работу вела среди роди­ телей. Взаимное доверие и постоянное сотрудничество с родителями помогали ей понять индивидуальность каждого ребенка, помочь ему стать личностью. 189

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz