Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

договор о сотрудничестве с Ин­ ститутом общеобразовательных школ РАО. В школе появился центр научно-исследовательской и экспериментальной деятельно­ сти. В 1993 г. начала работу по созданию и апробации программ гимназического образования Школа стала областной экспери­ ментальной площадкой. Через 3 года эксперимент был успешно завершен и школа получила ста­ тус гимназии - первой и пока единственной в г. Североморске. Коллектив гимназии отличается поисково-исследовательской активностью, стремлением привлечь к решению образовательных проблем ведущих ученых России. В управленческой деятельности сосредоточила вни­ мание на создании условий для развития практических исследований, совершенствовании методики обучения и воспитания, внедрении передового опыта, раскрытии творческого потенциала каждого педагога, пробуждении у учащихся стремления к самостоятельному познанию. По ее инициативе заключен договор о профессио­ нальном сотрудничестве с гимназиями г. Кеми (Финлян­ дия) и Гронингена (Голландия). Награждена значком “Отличник народного просвеще­ ния’’. Заслуженный учитель школы РФ. ПАВЛОВА ВАЛЕНТИНА СЕРАФИМОВНА (1935) Родилась в г. Кандалакше Мур­ манской обл. Окончила Мурманское педучилище. С первых уроков в школе № 8 (ныне - гимназия № 3) г. Мурманска стало ясно, что появился хороший учитель. Ее отличали творческое отношение к делу, профессиона­ лизм, стремление к самосовершен­ ствованию. Будучи совсем моло­ дой, она возглавляла творческую группу учителей начальных классов всего города, делилась опытом ра­ боты по освоению передового педагогического опыта (воронежский метод, опережающие методы обучения С. Н. Лысенковой, технологии сотрудничества Ш. А. Амо- нашвили и др.), проводила открытые уроки не только для коллег, но и для руководителей школ города, руководила практикой учащихся педучилища, стояла у истоков гим­ назического образования в городе. Стремясь повысить свой профессиональный уровень, в 1968 г. окончила филологический факультет Мурман­ ского гос. пединститута. В педагогической деятельности исходит из концепции творческого развития личности, содействует ее станов­ лению через возвышение интеллектуальных потребно­ стей, развитие эмоционального восприятия. Учебный процесс строит на основе тщательного прогнозирования, разумного включения инновационных элементов. Осу­ ществляя личностно-ориентированное обучение, создает и совершенствует учебные планы, пособия, дидактиче­ ские материалы, разрабатывает пакеты заданий, преду­ сматривающих широкое привлечение к творчеству уче­ ников. Входит в число авторов школьного курса “Речь и культура общения в начальной школе". Ее опыт по про­ грамме интегративного курса “Математика и конструиро­ вание” был обобщен районным методическим кабинетом и рекомендован к распространению среди учителей. В числе первых учителей города начала осваивать систему развивающего обучения Л. В. Занкова. Достигла высоких результатов, о чем свидетельствует уровень обученности и воспитанности ее учеников: неуспеваю­ щих не бывает, качество усвоения знаний не ниже 70%, выпускники начальной школы легко адаптируются в ос­ новной школе и получают качественное среднее образо­ вание. Несомненен ее большой личный вклад в дости­ жения педагогического коллектива гимназии № 3 г. Мур­ манска. Награждена медалью “Ветеран труда", значками “Отличник народного просвещения”, “Отличник просве­ щения СССР”, Почетной грамотой Министерства про­ свещения РСФСР. Заслуженный учитель школы РФ. ПАВЛОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА (1935) Родилась в г. Ленинграде. В 1958 г., после окончания филологического факультета Ленинградского гос. ун-та им. А. А. Жданова, начинает работать в ср. школе № 4 пос. Апатиты учителем русского языка и литературы. А с 1962 г. и до выхода на пенсию работала в ср. школе № 1 г. Апатиты. Обладала высокой научно-теоретической и мето­ дической подготовкой. В своей деятельности использо­ вала передовой опыт учителей-новаторов. Ее уроки от­ личались демократичностью; она развивала в учениках способность иметь и защищать собственную точку зре­ ния в оценке тех или иных событий, художественных произведений. Разнообразие форм, методов обучения, богатый иллюстрационный материал способствовали привитию интереса к предмету. Уроки-лекции, семинары, вечера, диспуты, посвященные творчеству писателей, поэтов, воспитывали у ребят высокие нравственные ка­ чества, патриотизм, любовь к книге. Главным в ее уроке были развивающий и воспитывающий характер обуче­ ния, творчество, самоанализ, системность. Под руково­ дством учителя в школе работала лекторская группа старшеклассников. Ее выпускники отличались высоким качеством знаний, успешно поступали в вузы. Делилась опытом с коллегами на открытых уроках, семинарах, ме­ тодических объединения, квалификационных курсах. Как классный руководитель умела сплотить учениче­ ский коллектив, сделать воспитательный процесс разно­ образным, интересным. Избиралась секретарем комсомольской организации учителей школы № 4, председателем профсоюзного ко­ митета школы № 1, руководителем методобъединения учителей русского языка и литературы. Награждена медалью “Ветеран труда”. ПАВЛЮЧЕНКОВА ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА (1937) Родилась в Смоленской обл. В 1959 г. окончила Смоленский гос пединститут им. К. Маркса по специ­ альности “Русский язык, литература и история”. С 1959 по 1983 г. работала в ве­ черней школе № 3 г. Мурманска учи­ телем, зав. учебной частью, дирек­ тором. С 1983 г. руководит школой № 38. Энергичная, волевая, одержимая любимым делом, всю себя отдает работе. В 1983 г. школа была крайне перегружена, дети учились в 3 смены: каждый родитель микрорайона Роста стремился определить своего ребен­ ка в школу № 38. В 1984 г. школа первой в районе при­ няла шестилеток. Продолжая лучшие традиции, директор сумела в тя­ желейших условиях сплотить коллектив, создать в нем атмосферу творчества, дружбы, взаимопонимания, ува­ 187

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz