Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
В 1935 г. принял в эксплуатацию новое школьное здание. Под его руководством ученики своими силами построили физкультурный зал. Организовал пришкольный участок, где проводилась опытническая работа и выращивались цветы. Коллектив школы озеленил весь поселок. Учителя и ученики при содействии администрации написали историю поселка, географический и экономи ческий очерк р-на, собирали фольклорные произведе ния. Школа считалась одним из ведущих образовательных учреждений области, имела высокие показатели в учеб но-воспитательном процессе, социалистическом сорев новании. С 1956 по 1959 г. был директором Зеленоборской школы-интерната Кандалакшского р-на, затем до 1969 г. - учителем, завучем школы-интерната в г. Олене горске. Награжден медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За обо рону Советского Заполярья", значком "Отличник народ ного просвещения". КОЗЛОВА А. Н. В 20-е гг. работала учительницей в пос. Семиостро- вье. Организовала кочевой пункт по ликвидации негра мотности. Обучала 6 взрослых, 13 подростков. Саамские девушки А. Матрехина, Л. Матрехина, Е. Матрехина, А. Койвина, Е. Койвина, окончившие ликпункт, написали в газету "Полярная правда" письмо следующего содер жания: "9 декабря 1927 г. приехала к нам учительни ца А. Н. Козлова и стала с нами заниматься. Мы с боль шой охотой ходили в нашу школу, а теперь уже сами можем читать и писать. Приносим благодарность за устройство школы. Мы, лопари, с особенным желанием выполняем заветы нашего дорогого учителя В. И. Лени на" (Полярная правда. 1928. 10 апр.). КОСТРОМИЧЕВА АННА ИВАНОВНА В первые годы после Октябрьской революции учи тельница Нотозерской школы. Один из учеников писал: "Когда прогнали белых, в школу пришла другая учитель ница - Костромичева А. И. Школа стала неузнаваема. Молитвы ушли в область предания. Появились уроки русского языка, обществоведения. Мы вновь узнали, что такое Советская власть". КРАСОВСКИЙ ПЕТР АЛЕСЕЕВИЧ С 1918 г. работал в школах Архангельского уезда: сначала в Иоканге, затем в Ловозерском погосте. Орга низовал в Ловозере школу по обучению взрослых грамо те. ЛЯПКИН ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ Учитель физкультуры в школах г. Мурманска. Органи затор и тренер первых в городе спортивных секций и кружков. Входил в состав окружного совета физкульту ры, совета общества "Динамо". Один из первых значки стов комплекса ГТО в г. Мурманске. В 1934 г. выступил инициатором и организатором первого Праздника Севе ра. В 1936 г. участвовал в уникальном мероприятии - пробеге оленьих упряжек по маршруту Мурманск - Ле нинград - Москва. Был бессменным членом областного оргкомитета по проведению Праздников Севера. МОХАНЬКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА (1904-1987) Родилась в г. Ярославле. В 1921 г. окончила учительские курсы, в 1933 - Ленин- радский гос. пединститут им. А. И. Герцена. В Мурман- ;кой обл. проработала более 50 лет. Педагогическую деятельность начала в 1921 г. в Череповецкой губернии учителем начальных клас сов. Затем по комсомольской путевке приехала в г. Хибиногорск. Работала учителем начальных классов,- зав. учебной частью в фабрично-завод ской семилетке № 2. С 1932 г. - пио нервожатая, учитель начальных классов в школах № 17, 10, 2 (1, 2, 10) г. Мурманска. С 1944 по 1945 г - учительница начальных классов и зав. базовой школой педучилища. С 1954 по 1970 г. - зав. кабинетом начальных классов Мурманского обла стного ин-та усовершенствования учителей Отличалась организаторскими и творческими спо собностями, эрудицией, высоким профессионализмом, умением видеть перспективу. Являлась сторонницей концепции развивающего обучения. Твердо верила в неограниченные возможности учеников. Возглавляла кабинет начальных классов, который служил центром методической работы с учителями. Руководила созданием и внедрением в практику систе мы непрерывного повышения квалификации учителей начальных классов и малокомплектных школ. Основа этой системы - переподготовка. Каждый учитель прохо дил ее раз в 5 лет. В период между курсами проводила семинары, педа гогические чтения, научно-практические конференции. При ее участии в области организовано более 40 опор ных школ по направлению "Ученические организации в борьбе за знания". Описывала, обобщала и внедряла передовой опыт. Проводила организаторскую и методическую работу при переходе на новые программы. В каждой школе по ее инициативе были созданы методические кабинеты либо уголки. Публиковала материалы в журналах "Начальная школа", "Воспитание школьников". Была членом прези диума обкома профсоюза работников просвещения, избиралась ученым секретарем областного отделения Педагогического общества РСФСР, руководила педаго гической секцией Мурманского отделения Всесоюзного общества "Знание", читала лекции по вопросам воспита ния. Награждена медалями "За доблестный труд в Вели кой Отечественной войне 1941-1945 гг." Заслуженный учитель школы РСФСР. ОСИПОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887) Родился в г. Устюжное Череповецкой губернии. С 1924 по 1926 г. заведовал школой-коммуной в пос Дровяное. 24 декабря 1926 г. написал в автобиографии: "Мещанин, школьный работник, русский, гражданин РСФСР, холост. Образование - педагогические курсы. До 1905 г. учился. С 1905 по 1910 г. служил в отделе по борьбе с контрреволюцией". В Красной Армии служил полтора года. До приезда в Мурманск работал в военном отделе Устюжинского волостного исполнительного коми тета. В Мурманске с 1924 г. В 1926 г. заведовал рыб- профтехшколой в г. Александровске. В 1929 г. переехал в г. Кемь, заведовал школой" (из материалов музея шко лы № 6 г. Мурманска). ПЕТРОВА ГЛАФИРА НИКОЛАЕВНА (1903-1980) Педагогическую деятельность начала в 1921 г. в школе пос. Поной, где до этого была учительницей ее мать. Работала учительницей, одновременно заведова ла школой. С 1924 по 1932 г. - учительница начальных классов в объединенной городской и железнодорожной 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz