Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

В 1935 г. принял в эксплуатацию новое школьное здание. Под его руководством ученики своими силами построили физкультурный зал. Организовал пришкольный участок, где проводилась опытническая работа и выращивались цветы. Коллектив школы озеленил весь поселок. Учителя и ученики при содействии администрации написали историю поселка, географический и экономи­ ческий очерк р-на, собирали фольклорные произведе­ ния. Школа считалась одним из ведущих образовательных учреждений области, имела высокие показатели в учеб­ но-воспитательном процессе, социалистическом сорев­ новании. С 1956 по 1959 г. был директором Зеленоборской школы-интерната Кандалакшского р-на, затем до 1969 г. - учителем, завучем школы-интерната в г. Олене­ горске. Награжден медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За обо­ рону Советского Заполярья", значком "Отличник народ­ ного просвещения". КОЗЛОВА А. Н. В 20-е гг. работала учительницей в пос. Семиостро- вье. Организовала кочевой пункт по ликвидации негра­ мотности. Обучала 6 взрослых, 13 подростков. Саамские девушки А. Матрехина, Л. Матрехина, Е. Матрехина, А. Койвина, Е. Койвина, окончившие ликпункт, написали в газету "Полярная правда" письмо следующего содер­ жания: "9 декабря 1927 г. приехала к нам учительни­ ца А. Н. Козлова и стала с нами заниматься. Мы с боль­ шой охотой ходили в нашу школу, а теперь уже сами можем читать и писать. Приносим благодарность за устройство школы. Мы, лопари, с особенным желанием выполняем заветы нашего дорогого учителя В. И. Лени­ на" (Полярная правда. 1928. 10 апр.). КОСТРОМИЧЕВА АННА ИВАНОВНА В первые годы после Октябрьской революции учи­ тельница Нотозерской школы. Один из учеников писал: "Когда прогнали белых, в школу пришла другая учитель­ ница - Костромичева А. И. Школа стала неузнаваема. Молитвы ушли в область предания. Появились уроки русского языка, обществоведения. Мы вновь узнали, что такое Советская власть". КРАСОВСКИЙ ПЕТР АЛЕСЕЕВИЧ С 1918 г. работал в школах Архангельского уезда: сначала в Иоканге, затем в Ловозерском погосте. Орга­ низовал в Ловозере школу по обучению взрослых грамо­ те. ЛЯПКИН ВЛАДИМИР ЕМЕЛЬЯНОВИЧ Учитель физкультуры в школах г. Мурманска. Органи­ затор и тренер первых в городе спортивных секций и кружков. Входил в состав окружного совета физкульту­ ры, совета общества "Динамо". Один из первых значки­ стов комплекса ГТО в г. Мурманске. В 1934 г. выступил инициатором и организатором первого Праздника Севе­ ра. В 1936 г. участвовал в уникальном мероприятии - пробеге оленьих упряжек по маршруту Мурманск - Ле­ нинград - Москва. Был бессменным членом областного оргкомитета по проведению Праздников Севера. МОХАНЬКО ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА (1904-1987) Родилась в г. Ярославле. В 1921 г. окончила учительские курсы, в 1933 - Ленин- радский гос. пединститут им. А. И. Герцена. В Мурман- ;кой обл. проработала более 50 лет. Педагогическую деятельность начала в 1921 г. в Череповецкой губернии учителем начальных клас­ сов. Затем по комсомольской путевке приехала в г. Хибиногорск. Работала учителем начальных классов,- зав. учебной частью в фабрично-завод­ ской семилетке № 2. С 1932 г. - пио­ нервожатая, учитель начальных классов в школах № 17, 10, 2 (1, 2, 10) г. Мурманска. С 1944 по 1945 г - учительница начальных классов и зав. базовой школой педучилища. С 1954 по 1970 г. - зав. кабинетом начальных классов Мурманского обла­ стного ин-та усовершенствования учителей Отличалась организаторскими и творческими спо­ собностями, эрудицией, высоким профессионализмом, умением видеть перспективу. Являлась сторонницей концепции развивающего обучения. Твердо верила в неограниченные возможности учеников. Возглавляла кабинет начальных классов, который служил центром методической работы с учителями. Руководила созданием и внедрением в практику систе­ мы непрерывного повышения квалификации учителей начальных классов и малокомплектных школ. Основа этой системы - переподготовка. Каждый учитель прохо­ дил ее раз в 5 лет. В период между курсами проводила семинары, педа­ гогические чтения, научно-практические конференции. При ее участии в области организовано более 40 опор­ ных школ по направлению "Ученические организации в борьбе за знания". Описывала, обобщала и внедряла передовой опыт. Проводила организаторскую и методическую работу при переходе на новые программы. В каждой школе по ее инициативе были созданы методические кабинеты либо уголки. Публиковала материалы в журналах "Начальная школа", "Воспитание школьников". Была членом прези­ диума обкома профсоюза работников просвещения, избиралась ученым секретарем областного отделения Педагогического общества РСФСР, руководила педаго­ гической секцией Мурманского отделения Всесоюзного общества "Знание", читала лекции по вопросам воспита­ ния. Награждена медалями "За доблестный труд в Вели­ кой Отечественной войне 1941-1945 гг." Заслуженный учитель школы РСФСР. ОСИПОВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (1887) Родился в г. Устюжное Череповецкой губернии. С 1924 по 1926 г. заведовал школой-коммуной в пос Дровяное. 24 декабря 1926 г. написал в автобиографии: "Мещанин, школьный работник, русский, гражданин РСФСР, холост. Образование - педагогические курсы. До 1905 г. учился. С 1905 по 1910 г. служил в отделе по борьбе с контрреволюцией". В Красной Армии служил полтора года. До приезда в Мурманск работал в военном отделе Устюжинского волостного исполнительного коми­ тета. В Мурманске с 1924 г. В 1926 г. заведовал рыб- профтехшколой в г. Александровске. В 1929 г. переехал в г. Кемь, заведовал школой" (из материалов музея шко­ лы № 6 г. Мурманска). ПЕТРОВА ГЛАФИРА НИКОЛАЕВНА (1903-1980) Педагогическую деятельность начала в 1921 г. в школе пос. Поной, где до этого была учительницей ее мать. Работала учительницей, одновременно заведова­ ла школой. С 1924 по 1932 г. - учительница начальных классов в объединенной городской и железнодорожной 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz