Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

С 1992 по 1998 г. - дирижер-хормейстер ансамбля песни и пляски Краснознаменного Северного флота. Награжден медалью "За достижения в самодеятель­ ном художественном творчестве", значками "За отличную работу", "За доблестную службу в Заполярье”. Заслу­ женный артист России. Заслуженный работник культуры РСФСР. НИКИФОРОВА ВЕРА СЕРГЕЕВНА (1942) Родилась в Черниговской обл. В 1963 г. окончила Мурманский гос. пединститут по специальности ‘‘Педагогика и методика начально­ го образования”. Начала педагогическую дея­ тельность в Мишуковской 8-лет- ней школе Кольского р-на, где работала учителем начальных классов и на общественных нача­ лах - пионервожатой. За отличное руководство пионерской дружиной награждена Почетной грамотой областного комитета ВЛКСМ. Первой из учителей школы в 1970 г. перешла на но­ вую 3-летнюю программу обучения в начальной школе. В 1972 г. была назначена зав. учебной частью школы. Под ее руководством проходила опытническая работа в теплице и на пришкольном участке. В 1976 г. уча­ щиеся вырастили отличный урожай капусты и стали уча­ стниками ВДНХ СССР. Школа была награждена Почет­ ным дипломом ВДНХ. В 1978 г. Мишуковскую 8-летнюю реорганизовали в Междуреченскую ср. школу, где В. С. Никифорова ста­ ла работать учителем начальных классов. Ее ученики всегда отличались прочными знаниями. Обеспечивая качественное обучение младших школьников, уделяла внимание их духовному росту, патриотическому воспита­ нию: организовала сбор материалов о воинах-земляках для музея истории поселка. Прививает детям любовь к физкультуре и спорту, во­ влекая их в спортивные праздники и соревнования. Сама ведет уроки физкультуры, даже уйдя на пенсию. Во всем служит детям примером. Ежедневно организует динами­ ческие перемены в специально оборудованной по ее проекту рекреации. Успешно решает проблему сохране­ ния здоровья школьников, проводит коррекцию зрения по методике В. Ф. Базарного. Взаимодействуя с родителя­ ми, создала детское кафе, что обеспечивает питание детей в школе и прививает им культуру питания. По ее инициативе сделаны приспособления, с помощью кото­ рых регулируется высота школьной мебели в соответст­ вии с ростом учащихся. Она формирует у ребят потреб­ ность в здоровом образе жизни через уроки валеологии по программе ‘‘Познай себя”. Прошла курс обучения по этой программе и самостоятельно обеспечила учащихся полным комплектом учебных пособий. Обновляя содер­ жание образования в начальной школе, ведет интегри­ рованный курс ИЗО и художественного труда. Первая в школе изучила и преподает курс “Математика и конст­ руирование". Опытный наставник, 17 лет была руководителем ме­ тодического объединения учителей начальных классов Междуреченской ср. школы. В течение 3 лет руководила школой молодого учителя в районе. Более 25 лет является членом профсоюзного комите­ та, в течение ряда лет была секретарем партийной орга­ низации школы. Награждена значком “Отличник народного просве­ щения”. НИКОЛАЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА (1941) Родилась в г. Мурманске. Окон­ чила историко-филологический факультет Мурманского гос. пед­ института. С 1964 по 1990 г. работала учи­ телем русского языка и литерату­ ры в школах № 38 и 12 г. Мурман­ ска, в пос. Умба Мурманской обл., инспектором отдела народного образования г. Мурманска, препо­ давателем и методистом учебно­ курсового комбината “Севрыбы”. С 1990 г. - методист и препода­ ватель общественных дисциплин в Мурманском меди­ цинском училище. Внесла существенный вклад в про­ цесс становления педагогического коллектива Имеет высшую квалификационную категорию методиста. При ее активном участии проводится работа по совершенст­ вованию педагогического мастерства преподавателей, внедрению прогрессивных технологий обучения. Педаго­ гический опыт преподавателей училища неоднократно был представлен на региональном и всероссийском уровнях. Под ее руководством педагоги активно участ­ вуют в семинарах, совещаниях и конкурсах. Автор публикаций в журнале “Специалист", участник научных семинаров и конференций по совершенствова­ нию учебно-методической работы в ср. специальных учебных заведениях. Ее отличают высокий профессио­ нализм и созидательная педагогическая деятельность, умение и желание понять людей, помочь им. Награждена медалью “За трудовое отличие”. НИКОЛАЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА (1946) Родилась в г. Волгограде. В 1968 г. окончила филологиче­ ский факультет Николаевского гос пединститута им. В. Г. Белинского. После окончания института рабо­ тала в сельской школе на Украине. С 1969 г. - учитель русского языка и литературы в г. Гаджиево. Эмоциональная насыщенность уроков, стремление вызвать у де­ тей душевный отклик на литера­ турное произведение, понимание ребенка как особого уникального мира, стремление вызвать у него потребность в со­ переживании и сочувствии жизненным явлениям - отли­ чительные черты ее педагогического дара. В 80-е гг. становится ведущим словесником в городе: проводит открытые уроки, выступает с докладами на конференциях, возглавляет школу молодого учителя при горметодкабинете, руководит методическим объедине­ нием учителей русского языка и литературы. Ее опыт входит в практику работы учителей-словесников города. Многие ее ученики избрали нелегкую учительскую стезю. Первой в городе стала работать по региональной программе. Ею создана творческая лаборатория по апробации новых программ. Она объединила увлеченных литерату­ рой творчески одаренных школьников идеей создания рукописных журналов. В канун юбилея города (сентябрь 1998 г.) они подарили городскому музею два сборника своих творческих работ: ’’Город, в котором я живу” и “Город моего детства", куда вошли лучшие сочинения учащихся. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz