Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

тельный процесс прогрессивных достижений педагогиче­ ской науки. Широко использует инновационные подходы в управлении, разработанные ведущими учеными. Умеет организовать всех участников школьного коллектива на достижение образовательных целей. Для нее актуальна проблема технологии управления школой, работающей в режиме развития. Она создает условия для творче­ ского роста педагогов, воспитыва­ ет потребность в поиске пере­ довых методов обучения и вос­ питания. Одной из форм взаимо- обучения стали постоянно дейст­ вующие семинары, конференции, педсоветы, "круглые столы", объ­ единяющие учителей школы в ре­ шении проблем содержания обра­ зования, педагогических технологий. В 80-е гг. создает методические объединения по ин­ тересам и методический совет школы, которым руково­ дит в течение 10 лет. Цель совета - обеспечить качество образования, эффективность инноваций совместным поиском, экспериментальной проверкой, отработкой и внедрением лучших традиционных и новых образцов педагогической деятельности, взаимным профессио­ нальным общением, выработкой единых подходов, кри­ териев, норм и требований к оценке результатов образо­ вательной деятельности ученика и педагогической дея­ тельности учителя. Первой в городе начала работать по новому учебно­ методическому комплексу под редакцией В. В. Бабайце- вой. МОСЕЕВА ТАМАРА ПАВЛОВНА (1947) Родилась в г. Мончегорске Мурманской обл. В 1972 г. окончи­ ла Карельский гос. пединститут. С 1973 по 1985 г. работала учителем русского языка и лите­ ратуры в ср. школе № 18, с 1985 по 1987 - инспектором городского отдела народного образования; с 1987 по 1993 - зам. директора по I ] : ; учебно-воспитательной работе в ср. школах № 3, 14 г. Мончегор- Ш ШИШ ска- в 1993 г возглавила педаго­ гический коллектив школы-интер­ ната № 4 для детей с отклонениями в развитии. Одной из первых в области школа перешла на один­ надцатилетний срок обучения умственно отсталых школьников. Индивидуализация трудового обучения по­ зволила детям постигать кустарные ремесла - ремонт обуви, машинную вышивку, пошив головных уборов и воротников из натурального меха, домашнее ковротка­ чество. С 1995 г. трудовое обучение в 10-11 кл. носит характер углубленной трудовой подготовки. Все учебные мастерские существуют за счет собственных заработан­ ных средств, полученных от услуг населению, и реали­ зации своей продукции. При школе-интернате созданы животноводческая и огородническая базы. Непрерыв­ ность процесса формирования навыков сельскохо­ зяйственного труда обеспечивается круглый год благо­ даря загородному оздоровительному лагерю труда и отдыха. В ноябре 1998 г. на базе школы-интерната проводил­ ся областной семинар-совещание “Социальная адапта­ ция и реабилитация детей с ограниченными возможно­ стями развития через систему трудового обучения и вос­ питания’’. і і к Установила творческое деловое сотрудничество с московским научно-методическим центром “Развитие и коррекция”. На базе центра по пилотной программе повышения квалификации учителей-дефектологов кор­ рекционных школ обучаются без отрыва от производства педагоги школы. Награждена значком “Отличник народного просве­ щения”. МУКАТОВА МАРФУГА ДЮСЕМБАЕВНА (1939) Родилась в Астраханской обл. __ В 1967 г. окончила Астраханский технический ин-т рыбной промыш- ленности и хозяйства, получив М квалификацию инженера. С 1967 Щ по 1974 г. - мастер, зам. начальни­ ка консервного цеха на рыбоком­ бинате в Астраханской обл. В 1979 г. защитила диссерта­ цию на соискание ученой степени кандидата технических наук по теме “Исследование возможности использования мочевины и фор­ мальдегида в качестве ингибитора жира кормовой муки". С 1980 по 1996 г. - зав. кафедрой технологии рыб­ ных продуктов Мурманского гос. технического ун-та. Одновременно - декан технологического факультета. С 1993 г. - профессор. В 1994 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук по теме “Научные и практические основы создания малоотходных техноло­ гий кормовой продукции из гидробионтов”. Имела тесные многолетние научные и производст­ венные связи со многими рыбообрабатывающими пред­ приятиями Мурманской и Архангельской обл., предпри­ ятиями областного агропромышленного комплекса. Вне­ сла весомый вклад в развитие отечественной технологи­ ческой науки. Плодотворно работает в области ресурсо- и энергосберегающих технологий. Опубликовала 87 научных трудов, в том числе 5 мо­ нографий, имеет 3 изобретения. Подготовила двух кандидатов технических наук, сот­ ни инженеров. Награждена медалью “За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина”. МУРИНА ЛЮДМИЛА АНАТОЛЬЕВНА (1955) Родилась в г. Мончегорске Мур­ манской обл. В 1976 г. окончила физико-математический факультет Карельского гос. пединститута Ра­ ботала в пос. Сосновец Беломор­ ского р-на Мурманской обл. С 1979 г. преподает математику в профессиональном училище № 20 г. Оленегорска. За время работы ею создан с учетом специфики про­ фессионального училища один из лучших в области кабинетов мате­ матики, где накоплен богатейший раздаточный и демонстрационный материал (карточки, кодограммы, плакаты). Ее отличает творческий подход к преподаванию ма­ тематики. Много лет работая по теме “Игра как способ активизации познавательной деятельности”, она добива­ ется устойчивых положительных результатов несмотря на сложный контингент учащихся. Неоднократно дели­ лась опытом работы с преподавателями школ города, области, шведскими и норвежскими учителями. Разрабо­ тала основанную на глубоком знании психологических к 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz