Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

России, на Всероссийских соревнованиях сборных ко­ манд ДЮСШ, на Международном турнире на приз В. Ф. Краевского, на первенстве Северо-Западной зоны России, на открытом первенстве физкультурно­ спортивного общества "Юность России", а также входили в пятерку сильнейших на этих соревнованиях. В 1987 г. его ученики были членами сборной команды юношей области по тяжелой атлетике. В 1996-1998 гг. сборная юношей Мурманской обл. полностью состояла из спорт­ сменов ДЮСШ г. Полярного, причем преимущественно это были воспитанники В. С. Можаева. На открытом первенстве "Юность России" среди юношей в 1996 г. команда заняла III, в 1998 г. - IV место. Награжден Почетной грамотой губернатора Мурман­ ской области. Мастер спорта СССР. Призер первенства Северо-Западной зоны России. МОНАХОВА ЛАРИСА ПЕТРОВНА (1950) Родилась в Крымской обл. В 1972 г. окончила биолого-хими- ческий факультет Московского гос. пединститута им. В. И. Ленина. В 1994 г. получила второе высшее образование, закончив психологи­ ческий факультет С.-Петербург­ ского ун-та по специальности “Педагог-психолог”. В Мурманскую обл. приехала по распределению по окончании ин­ ститута в 1972 г. 26 лет ее педаго­ гической деятельности связаны со ср. школой № 1 г. Колы, где она работает учителем химии. Ее опыт широко известен и вызывает большой интерес у коллег в районе, области и стране. Подготовила программу развития общеучебных уме­ ний и навыков учащихся. Совершенствуя организацию учебной деятельности, она разработала и апробировала активные формы обучения. Ее урок в форме ролевой игры "Взаимное влияние атомов в молекулах" описан в методическом пособии по органической химии "Обуче­ ние химии-10" под редакцией Л. А. Цветкова, а урок- диспут "Нефть Кольского полуострова", записанный на видеокассету, является предметом обсуждения на всероссийских совещаниях методистов-химиков. На VIII Всесоюзных педагогических чтениях в 1988 г. высту­ пила с докладом "Мотивация школьников в процессе обучения химии" и была награждена дипломом. С 1994 по 1997 г. являлась заочным секретарем-консультантом по вопросам школьного химического образования в сис­ теме планетарного образования в Комитете по образо­ ванию ООН (Париж) Плодотворно сотрудничает с лабораторией химиче­ ского образования Института общего и специального образования РАО, с кафедрой естественно-матема­ тического образования Мурманского областного ин-та повышения квалификации работников образования, вно­ сит практический вклад в развитие современных образо­ вательных программ, технологий. Ее идеи об организа­ ции самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке нашли отражение в методических пособиях "Обу­ чение химии-7" под редакцией А. С. Корощенко, "Обуче­ ние химии-9" под редакцией М. В. Зуевой. В течение не­ скольких лет (1994-1999) привлекается к работе на кур­ сах повышения квалификации учителей химии в област­ ном ин-те повышения квалификации работников образо­ вания. Ее опыт по развитию исследовательских и поис­ ковых навыков учащихся, освоению школьниками хими­ ческих знаний неоднократно изучался слушателями об­ ластных курсов повышения квалификации, является предметом обсуждения на всероссийских семинарах методистов, преподавателей химии. Получив образование психолога, успешно применяет приобретенные знания на практике. С помощью методов диагностики, коррекции личности прогнозирует педагоги­ ческий процесс и плодотворно управляет им. Девять ее выпускников стали учителями химии, пять - сотрудника­ ми научно-исследовательских лабораторий. Разработала и внедрила в практику программу пре­ подавания предмета "Школьная психология". Организует работу лектория для родителей "Школа миролюбия". Инициатор создания психологической службы в Кольском р-не. В школах района проводит практические семинары, руководит семинаром "Психоло­ гические основы познавательных процессов у детей" на базе районного методического кабинета, ведет диагно­ стирование учащихся, тренинги для педагогов и родите­ лей. Принимала участие в работе "телефона доверия" в Кольском р-не. Награждена значком "Отличник народного просвеще­ ния". Заслуженный учитель школы РСФСР. Учитель и педагог-психолог высшей категории. МОРОЗОВ ГЕННАДИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1940) Родился в г. Мурманске. Окончил Мурманское высшее инженерное морское училище. С 1973 г. работает в Мурманском морском колледже. Ведет специаль­ ные предметы на судомеханическом отделении, начальник этого отделе­ ния. Одним из первых разработал и внедрил в процесс обучения ма­ шинный метод программированного контроля знаний. На выставке тех­ нического творчества в 1975 г. была представлена электронная машина для программированного опроса по предмету “Судовые двигатели внутреннего сгорания”. Большое место во внеклассной работе с курсантами отводит техническому творчеству: изготовленные под его руководством модели, макеты занимали первые места на выставках технического творчества и награждались дипломами I и II степени, а тренажер “Подготовка двига­ теля к пуску” был представлен на ВДНХ. Принимает самое активное участие в разработке кон­ цепции и учебной документации по 3-ступенчатой систе­ ме образования в морских колледжах отрасли. Им подго­ товлено методическое пособие для преподавателей “Организация и проведение деловых игр”. Долгие годы возглавлял цикловую комиссию судоме­ ханических дисциплин, методическую комиссию препо­ давателей специальных дисциплин средних специаль­ ных учебных заведений (ссуз) области, руководит секци­ ей механических дисциплин ссузов отрасли, возглавляет судомеханическое отделение морского колледжа. Награжден медалью ”3а трудовое отличие", значком “За отличные успехи в работе средних специальных учебных заведений". МОРОЗОВА НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА (1951) Родилась в г. Чойбалсане (Монгольская Народная Республика). В 1975 г. окончила филологический фа­ культет Черкасского гос. пединститута. В 1978 г. начала работать в ср. школе № 276 г. Ска­ листого учителем русского языка и литературы. В 1989 г. назначена зам. директора по учебно-воспитательной работе. Вся ее деятельность направлена на создание благо­ приятных условий для внедрения в учебно-воспита­ 180

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz