Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

дрены новые эффективные формы работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родите­ лей, детьми, имеющими умственные и физические от­ клонения в развитии. В детских домах условия прожива­ ния приближены к домашним (по семейному типу воспи­ тания), организованы семейные детские дома. Все об­ щеобразовательные школы-интернаты были переведены с 9-летнего на среднее образование. Совместно с Мур­ манским областным ин-том усовершенствования учите­ лей в школах-интернатах проводился ряд эксперимен­ тов: в Кольской - по эстетическому воспитанию, в Севе­ роморской и Тихвинской - по оздоровительной спортив­ ной работе и трудовому воспитанию. По индивидуально­ му учебному плану и программам работает Ловозерская школа-интернат. Открываются классы для глухих и позд- нооглохших детей. Впервые проводится ряд смотров- конкурсов для детских домов и школ-интернатов на луч­ шее материально-техническое обеспечение, лучшую постановку нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. Опыт работы интернатных и дошкольных учреждений области обобщен Министер­ ством образования РСФСР В 1993 г. назначен зам. председателя комитета по социальной защите населения администрации Мурман­ ской области. Зная социально-экономические проблемы региона, он взялся за решение сложных задач, стоящих перед комитетом. Под его руководством разработана комплексная региональная программа “Дети Кольского Заполярья”. Награжден значком “Отличник народного просве­ щения”. ЛАБАНЬ ТАМАРА НИКОЛАЕВНА (1947) Родилась в Белорусской ССР. f B 1969 г. окончила Краснодарский гос. пединститут. С 1969 по 1975 г. работала учителем и зам. директора по учебно-воспитательной работе в Зареченской ср. школе Канда­ лакшского р-на; затем - учителем математики и зам. директора шко­ лы № 10 г. Кандалакши; в 1984- 1985 гг. преподавала математику в школе № 12 г. Мурманска; с 1985 по 1989 г. - зам. директора школы № 40 (ныне - гимназия № 1) г. Мурманска. С 1989 г. - инспектор комитета по образованию админи­ страции Октябрьского округа г. Мурманска. Как учитель математики давала учащимся глубокие знания, что позволяло им успешно справляться с кон­ трольными работами, сдавать переводные и выпускные экзамены, участвовать в олимпиадах. В г. Кандалакше умело организовывала работу го­ родского методического объединения учителей матема­ тики, оказывала помощь молодым учителям в совершен­ ствовании методического мастерства, в освоении новых учебных программ и пособий. Опыт работы городского объединения учителей математики был одобрен Мур­ манским областным ин-том усовершенствования учи­ телей. В школе № 40 г. Мурманска показала себя как уме­ лый организатор учебно-воспитательного процесса. Под ее руководством обновлялось содержание образования, осваивались прогрессивные методы и формы препода­ вания. На базе школы проводилось обучение учителей и руководителей образовательных учреждений города и области. Школа стала инновационным образователь­ ным учреждением, что позволило реорганизовать ее Как инспектор комитета по образованию активно уча­ ствует в совершенствовании управления образованием в округе. Заслуженный учитель школы РСФСР. ЛАРИОНОВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ (1944) Родился в г. Мурманске. В 1968 г. окончил школу масте­ ров Мурманской судоверфи Ми­ нистерства рыбного хозяйства СССР, в 1974 - Мурманское мо­ реходное училище им. И. И. Ме- сяцева по профессии “Техник- механик”, в 1976 - университет марксизма-ленинизма, в 1990 - Карельский гос. пединститут по специальности “Учитель трудово­ го обучения и общетехнических дисциплин”. В 1969-1999 гг. работал мас­ тером производственного обучения в профессиональном училище № 12 г. Мурманска. Подготовил и выпустил бо­ лее 300 молодых рабочих. Многие из них в дальнейшем закончили высшее, среднее мореходные училища, зани­ мали руководящие должности на судоремонтных пред­ приятиях. Часто завоевывал призовые места в областных кон­ курсах мастеров производственного обучения. Учащиеся его групп также не раз становились призерами област­ ных конкурсов профмастерства. Особый вклад внес в создание материально- технической базы училища. Оборудовал мастерские для подготовки судокорпусников-ремонтников, слесарей- судоремонтников. Неоднократно был начальником, комиссаром, воспи­ тателем летних трудовых лагерей, председателем, зам. председателя профсоюзного комитета училища, настав­ ником молодых мастеров, членом президиума объеди­ ненного совета Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов системы профтехобразования. Награжден значками “Ветеран профтехобразования СССР”, “Отличник профтехобразования РФ", дипломом “Мастер - золотые руки” . ЛЕБЕДЕВА ЭМИЛЛИЯ НИКОЛАЕВНА (1940) В 1964 г. приехала в Печенгский р-н по направлению Тамбовского гос. пединститута для работы учительницей математики. Ее ждала школа № 2 в районном центре - в обжитом благоустроенном Никеле, но она изъявила желание учи­ тельствовать в отдаленных уголках района: сначала ра­ ботала в школе пос. Озерко на п-ве Рыбачьем, позже - в пос. Приречном. В 1965 г. переведена в ср. школу № 9 г. Заполярного. Здесь она приобрела педагогическое мастерство, из­ вестность и авторитет среди коллег, уважение жителей города. 25 лет работает зам. директора по естественно­ математическому циклу предметов. Творческое отноше­ ние к делу, психолого-педагогическая эрудиция, анали­ тические способности и ответственность - фундамент, на котором построено многолетнее успешное содружество ее как руководителя и коллектива руководимых ею педа­ гогов. Ведущее направление ее педагогической деятельно­ сти - стремление обеспечить высокий уровень квалифи­ кации учителей, создать для каждого ученика благопри­ ятные условия. Под ее руководством успешно проходит профессиональное формирование учителей, они стано­ вятся убежденными наследниками педагогических идей 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz