Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

и развитию нормативного саамского языка. В 1976- 1987 гг. создан алфавит саамского языка (в соавторст­ ве); в 1995 г. изданы “Правила орфографии и пунктуации саамского языка’’ (в соавторстве); в 1990-1991 гг. разра­ ботан комплект учебно-методических пособий по саам­ скому языку для начальной школы - 18 книг: учебники саамского языка для нулевого, 1, 2, 3 кл., программы, методические рекомендации для учителей, материалы для дополнительного чтения и дидактический раздаточ­ ный материал для учеников (в соавторстве). Редактор и один из авторов первого в советской лексикографии саамско-русского словаря (в соавторстве). С 1989 г. областная авторская группа под ее руко­ водством работает над словарем диалектов саамского языка. Ведет большую общественно-политическую работу: председатель совета Мурманского областного союза общественных организаций, зам. председателя правле­ ния Координационного совета ветеранских объединений при губернаторе Мурманской обл., председатель прав­ ления Мурманского областного совета ветеранов педаго­ гического труда, сопредседатель Мурманского регио­ нального отделения Всероссийской партии пенсионеров. КУХАРСКАЯ СВЕТЛАНА ИВАНОВНА (1929-1999) Родилась в г. Мурманске. В 1953 г. окончила Ленинградский электротехнический ин-т связи им. М. А. Бонч-Бруевича по специаль­ ности “Радиосвязь и радиовеща­ ние". С 1956 по 1999 г. работала в Мурманском морском колледже им. И. И. Месяцева в должности преподавателя электротехнических дисциплин. Большое внимание уделяла формированию необходимых в бу­ дущей профессии практических умений и навыков, соз­ дала богатый дидактический раздаточный материал для программированных опросов. На протяжении многих лет являлась председателем цикловой комиссии электро­ технических дисциплин. Ею разработаны методические указания по всему циклу лабораторных работ. Активный участник комиссии внутриколледжского контроля за учебным процессом. Выступала на методсоветах, в шко­ ле молодого преподавателя по проблемам общей мето­ дики преподавания. Ею подготовлено более 10 метод- разработок по вопросам обучения на современном уров­ не, создана программно-методическая документация, составлены программы для судоводителей очного и за­ очного отделений по предмету “Электротехника с осно­ вами электроники", а также программы по данному предмету для судоводительского и судомеханического отделений, разработан комплекс методических указаний для лабораторно-практических работ и контрольных за­ даний. Награждена медалью “За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", значками “Отличник социалистического соревнования рыбного хозяйства СССР", “За отличные успехи в сред­ нем специальном образовании". КУШНАРЕВА ТАМАРА ЗАХАРОВНА (1936) Родилась в Бурят-Монгольской АССР. В 1955 г. окон­ чила педучилище в г. Улан-Удэ по специальности “Учитель начальных классов, ст. пионервожатая". В 1955-1972 гг. работала в школах Улан-Удэ ст. пионер­ вожатой, затем стала инструктором райкома комсомола. Одновременно училась на вечернем отделении Бурят­ ского пединститута по специальности “Учитель химии и биологии". С 1972 г. работает в школе № 2 г. Полярного (пио­ нервожатой, библиотекарем, учителем биологии, зав. учебной частью). Мастер педагогического труда. В совершенстве владеет технологи­ ей управления школой, научно обоснованной диагностикой дея­ тельности учителя. В течение 20 лет была членом городского ме­ тодического совета, внештатным инспектором гороно, возглавляла методическую службу школы, явля­ ясь инициатором эксперименталь­ ной, исследовательской и иннова­ ционной работы. Курируя начальную школу, соз­ дала коллектив единомышленников, быстро откликаю­ щийся на все новое в современной методике и техноло­ гии обучения. В школе внедряется система развивающе­ го обучения Л. В. Занкова, метод опережающего обуче­ ния С. Н. Лысенковой, обучение оптимальному чтению по методике В. Н. Зайцева, интегрированный курс А. В. Белошистой “Математика и конструирование", курс “Речь. Культура общения”, обучение младших школьни­ ков иностранному языку, экономическое образование. Под ее руководством разработан спецкурс по подготовке младших медицинских сестер. Непосредственный организатор различных школь­ ных, городских семинаров. Вплотную занимается про­ блемой “Учитель как исследователь”, подготовкой и про­ ведением областного семинара для руководителей школ по теме “Педагогика сотрудничества как комплекс мето­ дов и методик”. Опыт ее работы по вопросу “Аналитическая деятельность администрации по обнов­ лению учебно-воспитательного процесса” обобщен Мур­ манским областным ин-том повышения квалификации работников образования и используется при проведении курсовой переподготовки руководителей школ. Награждена значком “Отличник народного просвеще­ ния”. Заслуженный учитель школы РСФСР. ЛАБАНЬ ГЕННАДИЙ ИГНАТЬЕВИЧ (1946) В 1969 г., сразу после окончания Краснодарского гос. пединститута, начал работать учителем в Заре- ченской ср. школе Кандалакшского р-на. Организовал дела так, что школа стала центром оздорови­ тельной работы, а физкультура - одним из любимых предметов у учеников. Спустя 6 лет был при­ глашен в Кандалакшскую ср. школу- новостройку № 10. Школа неодно­ кратно признавалась лучшей в рай­ оне по спортивным показателям. В 1979 г. назначен зав. Кандалакшским гороно. В 1984 г. после окончания Высшей партийной школы при ЦК КПСС в г. Ленинграде был назначен зам. зав. областным отделом образования. Курировал работу детских домов, школ-интернатов, дошкольных, внешко­ льных учреждений, занимался вопросами строительства и укрепления материальной базы учреждений образова­ ния. За короткое время сумел привлечь внимание обла­ стных ведомств и служб к решению злободневных во­ просов образования. Способствовал вводу в строй 11 новых зданий для детских домов и школ-интернатов, областного Дворца пионеров. За период его работы ре­ организована система общественного воспитания, вне­ 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz