Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

Сумела разработать свою авторскую систему воспи­ тания. Опыт ее деятельности неоднократно обобщался в профессиональном училище, на областных секциях по профтехобразованию. На протяжении всех лет работы в профессиональном училище она опирается на ученический коллектив. На 1 курсе обучает актив, оказывает помощь в реализации его планов. На 2-3 курсах обучающиеся уже самостоя­ тельно организовывают групповые мероприятия, помо­ гают в учебе однокурсникам. Развитое самоуправление в учебной группе позволяет создать сплоченный учени­ ческий коллектив, воспитать у обучающихся организо­ ванность, дисциплинированность, инициативность. Под ее руководством традиционно проводятся кон­ курсы профессионального мастерства, технического творчества. Ею разработана специальная программа по укрепле­ нию общего физического состояния обучающихся. После обучения по данной программе они показывают высокие результаты по физической подготовке, снижается уро­ вень заболеваемости. Активный участник внедрения инноваций, способст­ вующих повышению эффективности учебного процесса: зачетная система в производственном обучении и про­ изводственной практике, пятидневная учебная неделя. Апробация данных инноваций применительно к профес­ сиональному обучению позволила повысить результа­ тивность обучения, способствовала освоению учащими­ ся смежных специальностей. Неоднократно избиралась председателем, членом профсоюзного комитета училища Награждена медалью “Ветеран труда”, значком “Отличник профтехобразования РФ”. КУЛАКОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА (1947) Родилась в г. Мончегорске. С 1967 г. работала в начальных классах школ г. Мончегорска. В на­ стоящее время - в школе № 5. Автор комплексной программы “Охрана здоровья младших школь­ ников Заполярья”. Система компен­ сирующих упражнений в рамках данной программы позволяет со­ хранить зрение, исправить осанку, укрепить опорно-двигательный ап­ парат; рекомендована к распро­ странению в школах области. В 1985 г. выступила на областной научно- практической конференции по теме “Роль дидактической игры в обучении шестилеток”. Под руководством ученых вела экспериментальную работу, отслеживая результаты для кафедры обучения шестилеток Московского педин­ ститута. В 1991 г. разработала авторский учебный план и программы для школы раннего развития. Организовала подготовку детей 4-6 лет к школьной жизни, позволявшую им успешно обучаться в школе, разработала авторский учебный план школы I ступени, утвержденный Мурманским областным ин-том усовер­ шенствования учителей. Как общественный методист руководила работой учителей начальных классов, вела семинары для руководящих работников школ, курирую­ щих начальные классы. С 1991 г. совмещает деятельность учителя началь­ ных классов и зам. директора по учебно-воспитательной работе. Первая апробировала систему развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова и работает по ней, делится опытом с педагогами города, области, дает открытые уроки, часто выступает на областных на­ учно-практических конференциях. Материалы из опыта ее работы использованы в книге “Планирование и организация деятельности в начальной школе”. Заслуженный учитель школы РФ. КУЛЬЧИЦКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1940) Родился в Хмельницкой обл. В 1970 г. окончил Каменец- Подольский гос. пединститут по специальности “Физическое воспи­ тание”. С 1967 г. работает в г. По­ лярном: учитель, руководитель начальной военной подготовки, военрук школ № 1 ,3 . Особое внимание уделял воен­ но-патриотическому воспитанию учащихся. По его инициативе и благодаря его настойчивости шефские связи школы с моряками Северного флота поднялись на новую ступень: практико­ валась совместная подготовка и проведение военно- спортивных игр “Зарница", “Орленок”. Команда школы № 1 занимала призовые места и становилась победите­ лем областных соревнований; участвовала в соревнова­ ниях во Всероссийском пионерском лагере “Орленок”, во всесоюзных финалах игры “Зарница”. Организовал школьный радиоклуб “Северное сия­ ние”, за период работы которого учащиеся установили около 12 тысяч радиосвязей с радиолюбителями Совет­ ского Союза и мира. За 14 лет существования радио­ класса и радиоклуба подготовил 360 специалистов 3 класса по профилю “Радиотелеграфист-оператор" для армии и флота. Пропагандировал выбор военных профессий - в ре­ зультате 128 юношей стали курсантами высших военно- морских училищ, а по окончании - офицерами армии и флота. Награжден медалью “70 лет Вооруженных Сил СССР”, значком “Отличник народного просвещения”. КУРУЧ РИММА ДМИТРИЕВНА (1938) Родилась в Горьковской обл. В 1961 г. окончила филологиче­ ский факультет Бельцкого гос. пединститута (Молдавская ССР). Трудовую деятельность начала еще студенткой. В 1960-1964 гг. работала учителем русского языка и литературы, английского языка в сельских школах Молдавии. 1964-1967 гг. - очная аспирантура Института национальных школ Академии педагогических наук СССР. В 1968 г. защитила диссер­ тацию на соискание ученой степени кандидата педагоги­ ческих наук. После защиты диссертации работала ст. преподавателем, и. о. доцента, доцентом кафедры рус­ ского языка Черниговского гос. ун-та. Опубликовала ряд учебников и учебных пособий для молдавских школ Ук­ раины, тексты лекций для студентов, ряд научных ста­ тей, тезисов, докладов. В июле 1971 г. ей присвоено уче­ ное звание доцента. С 1975 г. живет в г. Мурманске. Работала в Мурман­ ском гос. пединституте, Мурманском областном ин-те усовершенствования учителей, Мурманском высшем мореходном училище. С 1988 г. - в Мурманском секторе саамского языка Института языкознания АН СССР. Изучила саамский язык. С 1976 г. - руководитель Мурманской областной авторской группы по созданию 166

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz