Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

действует на детей. С учениками, проявляющими инте­ рес к биологии и экологии, работает по индивидуальным программам, факультативные и групповые занятия пла­ нирует с учетом запросов учащихся. Результатом ее работы является устойчивый интерес школьников к биологии. Многие выпускники 9, 11 кл. по­ ступают в учебные заведения, где профильный экзамен - биология. Шестеро из них стали учителями биологии. Ежегодно ее ученики становятся призерами город­ ских и областных олимпиад по биологии и экологии, уча­ ствуют в защите научных проектов на научно- практической конференции “Шаг в будущее”. Принимает активное участие в работе школьного и городского методических объединений учителей био­ логии, проводит открытые уроки для педагогов, прохо­ дящих курсовую подготовку в Мурманском областном ин-те повышения квалификации работников образова­ ния, является учителем-наставником молодых специа­ листов, членом жюри городских олимпиад, членом школьной экспертной комиссии по аттестации. Награждена медалью “Ветеран труда”, значком “Отличник народного просвещения”. КУЗНЕЦОВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА (1945) Родилась в Вологодской обл. В 1972 г. окончила Ленинградский гос. пединститут им. А. И. Гер­ цена. В системе дошкольного обра­ зования работает с 1965 г. Про­ шла путь от воспитателя, методи­ ста детского сада до доцента ка­ федры дошкольного и начального образования Мурманского обла­ стного ин-та повышения квалифи­ кации работников образования (МОИПКРО). Вся ее педагогическая деятельность была направле­ на на поиск эффективных форм и методов сохранения и укрепления здоровья детей. С 1985 г. возглавляла ка­ бинет дошкольного воспитания МОИПКРО. Сохраняя существующие традиции, интенсивно развивала связи с НИИ дошкольного воспитания, благодаря чему опыт работы многих детских садов становился известным в масштабах страны. Одна из первых в России (с 1989 г.) организовала курсы повышения квалификации специалистов (инструк­ торов) по физической культуре. Автор 25 научно-методических публикаций. В практи­ ческих пособиях “В поиске ради здоровья”, “Азбука здо­ ровья", “Здравствуй!” на Севере”, “Зимний тренажер здо­ ровья”, “Ростки здоровья" переосмыслен опыт дошколь­ ных образовательных учреждений и отдельных педаго­ гов по организации образовательно-оздоровительной работы с детьми на Севере. Ее главная идея - каждый педагог может и должен стать учителем здоровья. Постоянно ведет целенаправленную работу по ос­ воению слушателями зарождающейся науки валеологии. Принимала участие в подготовке российской программы по валеологии для дошкольников “Здравствуй!” Под ее руководством в 20 дошкольных образовательных учреж­ дениях осуществляется опытно-экспериментальная дея­ тельность по внедрению этой программы. Целью межре­ гионального (Мурманск, Вологда, Архангельск) экспери­ мента является применение валеологических технологий в условиях Крайнего Севера, поиск форм и методов оп­ тимизации педагогического процесса, направленного на формирование здоровья детей дошкольного возраста. Пристальное внимание уделяет установлению связей между дошкольным учреждением и школой в вопросах укрепления здоровья. С опытом внедрения программы “Познай себя” выступала на I Российской научно- практической конференции “Актуальные вопросы валео­ логии в образовании” (1997). Многие ее педагогические находки вошли в практику педагогов Карелии, Архан­ гельска, Вологодской обл. Заслуженный учитель школы РФ. КУЗНЕЦОВСКАЯ КАРИНА АЛЕКСЕЕВНА (1936) Родилась в г. Курске. В 1959 г. окончила историко-филологический факультет Курского гос. пединсти­ тута. С 1950 по 1970 г. учительст­ вовала в школах Дагестана, Курска. С 1970 по 1992 г. работала учи­ телем русского языка и литературы ср. школы № 2 г. Полярного, была организатором внеклассной и вне­ школьной работы, а затем зав. учебной частью. Организовала из учащихся 9 кл. поисковую группу, которая прини­ мала участие во Всероссийской экспедиции пионеров и школьников “Моя Родина - СССР", вела литературный поиск, посвященный жизни и творчеству советских писа­ телей, поэтов, драматургов, композиторов, военных жур­ налистов на Северном флоте в годы Великой Отечест­ венной войны. Результаты поиска комсомольцев- краеведов легли в основу экспозиции школьного музея “А музы не молчали”. В 1975 г. музей отмечен Почетной грамотой Центральной детской экскурсионной станции Министерства просвещения РСФСР. Используя собран­ ный материал, проводила в музее уроки литературы. Благодаря поисковой деятельности на здании Дома офицеров была установлена мемориальная доска писа­ телю Ярославу Родионову, погибшему в годы Великой Отечественной войны в г. Полярном. Краеведы собрали воспоминания друзей о нем (Е. Жарковского, Н. Букина, Н. Флерова, И. Штока), его стихи и систематизировали материал о талантливом поэте, драматурге, пере­ водчике. По ее инициативе в школе был создан политклуб “Ровесник”, совет лунинцев, клуб выходного дня. В тече­ ние ряда лет работала по теме “Воинский коллектив - воспитатель ученического коллектива", разработала сис­ тему военно-патриотического воспитания учащихся, при­ нимала участие в деятельности военно-шефского сове­ та. Неоднократно выступала на городских и областных педагогических чтениях. Летний трудовой лагерь школьников “Полярник”, где она была начальником, считался одним из лучших. Руководила советом общественности, организовывая тесное взаимодействие шефских трудовых коллективов и школы, была членом городской комиссии по делам несовершеннолетних. Награждена значком “Отличник народного просве­ щения”. КУЗОВЕНКОВА ТАМАРА ИВАНОВНА (1949) Родилась в г. Мурманске. В 1971 г. окончила Мурман­ ский гос. пединститут. С 1971 г. работает в профессио­ нальном училище № 12 г. Мурманска преподавателем математики. За время работы в училище ею создан учебный каби­ нет с материальной базой, необходимой для реализации требований программ полного среднего образования Здесь имеются таблицы по всем разделам алгебры и началам анализа, геометрии, плоскостные и объемные модели по геометрии, др. наглядные пособия. Состави­ 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz