Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

а после разделения кафедры в 1991 г. - зав. кафедрой раннего обучения иностранным языкам. Ведет практические занятия на факультетах педаго­ гики и психологии, дошкольной педагогики и методики начального обучения. Научная деятельность посвящена проблеме подготовки специалистов по иностранному языку для работы с детьми раннего возраста. Ею разра­ ботаны учебные планы по специальностям "Учитель анг­ лийского языка детского сада” и ‘‘Учитель английского языка начальной школы", ряд спецкурсов и спецсеми­ наров. Руководит учебной педагогической практикой в шко­ лах Мурманска, принимает активное участие в организа­ ции научно-методической помощи учителям Мурманской обл. Изучает состояние преподавания английского языка в школах. В рамках программ Мурманского ин-та повы­ шения квалификации работников образования выступает с докладами и сообщениями перед учителями по мето­ дике преподавания иностранных языков на раннем, среднем и старшем этапах, осуществляет постоянную методическую помощь учителям школ, стажерам, выпу­ скникам педагогических учебных заведений. Принимала участие в Международной конференции приполярных университетов в г. Рованиеми (Финляндия), участвовала в конкурсе по программе “Фулбрайт”, пред­ ставив научный проект для исследовательской работы в США, и стала его финалисткой. Является куратором содружества Лапландского университета и МГПИ. Ею опубликовано более 20 печатных работ, в том числе 4 учебных пособия, а также ряд методических ре­ комендаций и статей. Награждена Почетными грамотами администрации МГПИ. КРИВОШЕЕВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА (1953) Родилась в Хабаровском крае. В 1973 г. окончила отделение до­ школьного воспитания Могилевско­ го педучилища. С 1973 до 1977 г. - во спи та те л ь д е т с ко го сада ■**»• в г. Минске. С 1978 по 2000 г. работала в Доме детского и юношеского творчества Первомайского района г. Мурманска Впервые в области создала мастерскую "Природа и творчест­ во", разработала авторскую про­ грамму "Организация творческой деятельности учащихся с природным материалом". Мастерская "Природа и твор­ чество" является методическим центром, где обучаются педагоги внешкольных учреждений и школ области. В 1997 г. мастерской присвоено звание "Детский образ­ цовый коллектив". Руководит курсами флористики в областном центре художественных ремесел. В 1989 г. по ее инициативе создан областной детский клуб "Природа и творчество", который является членом ассоциации ЮНЕСКО и стал участником федеральной программы "Сохранение и раз­ витие культуры России". Ею проведено немало выставок, конкурсов районно­ го, городского, областного и международного уровня. Работы ее воспитанников экспонируются и за рубежом. На межрегиональной выставке, посвященной 850-летию Москвы, трое учащихся стали победителями и награжде­ ны дипломами ЮНЕСКО I степени. Награждена значком "Отличник народного просве­ щения". КРИВЦОВА АИДА АЛЕКСАНДРОВНА (1929-1999) Родилась в Ульяновской обл. В 1952 г. окончила филологическое отделение Ленинградского гос. пединститута им. А. И. Герцена. Трудовую деятельность начала в 1952 г. учителем русского языка и литературы на Камчатке. В 1955 г. работала в школе № 7 г. Мурманска. С 1956 по 1962 г. - в Гремихинской школе Саамского р-на (учителем, зав. учебной ча­ стью, директором). В 1962-1979 гг. - зав. кабинетом русского языка, зам. директора Мурманского областного ин-та усовершенст­ вования учителей (МОИУУ). Обладая большими знаниями и опытом, своевремен­ но приходила на помощь молодым учителям и работни­ кам института. Сыграла значительную роль в приобщении работни­ ков системы народного образования к развитию и вне­ дрению движения “Ученические организации в борьбе за знания”, передового опыта внеучебной работы. На высоком методическом уровне обеспечивала про­ ведение научно-практических конференций, педагогиче­ ских чтений, курсов повышения квалификации учителей. Ее профессионализм способствовал улучшению из­ дательской деятельности МОИУУ, повышению качества докладов на педагогических чтениях и конференциях Лично редактировала сборники МОИУУ “Полезная ини­ циатива, хорошие дела”, содействовала установлению прочных связей института с другими институтами, уче­ ными, учителями России и зарубежных стран. Награждена значком “Отличник народного просве­ щения”. КРУГЛОВА ГАЛИНА ГРИГОРЬЕВНА (1946) Родилась в Рязанской обл. С 1990 г. - директор школы № 35 (с 1996 г. - гимназия № 5) г. Мурманска. Опытный руководитель; ее от­ личительные особенности - уме­ ние быстро сориентироваться и правильно выбрать приоритет­ ные цели вывода учреждения на новый этап развития. Сумела поддержать ранее существовав­ шие традиции школы № 35 и ор­ ганично осуществить обновление содержания образования в русле современных иннова­ ционных процессов (профильные классы, открытие гим­ назических классов, раннее изучение английского языка, освоение экспериментальных программ, непрерывное компьютерное образование, переход школы в режим развития, освоение программ развивающего обучения в начальной школе). Создала творческую атмосферу, выработала новые ориентиры в организации более востребованной струк­ туры методической службы (переход на кафедральную систему), сплотила коллектив для работы над комплекс­ но-целевыми программами и реализацией личностно-ори- ентированной концепции обучения. Подготовила учителей к освоению новых курсов, спецкурсов, добилась повышения их педагогической компетентности: появились авторские программы по хи­ мии, физике, словесности, биологии, английскому языку, мировой художественной культуре, психологии, успешно прошедшие экспертизу и реализованные на практике. 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz