Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

вали получению дополнительных знаний, расширению жизненных представлений. Награждена медалью “Ветеран труда", значком "Отличник народного просвещения”. КЕНУНЕН НИНА АЛЕКСАНДРОВНА (1930) Родилась в Ленинградской обл. Окончила пединсти­ тут в г. Ленинграде. В 1958 г. по направлению была принята учителем ма­ тематики в ср. школу № 1 г. Колы. С 1959 по 1966 г. ра­ ботала в Кильдинской ср. школе, с 1967 по 1988 - снова в ср. школе № 1 г. Колы. По совместительству препода­ вала в вечерней школе. Ее выпускники поступали в Пет­ розаводский ун-т, Московское высшее техническое учи­ лище им. Н. Э. Баумана, Ивановский энергетический, Псковский политехнический, Архангельский технологиче­ ский и др. ин-ты. Была руководителем методобъединения по матема­ тике, председателем месткома, возглавляла производст­ венный сектор в месткоме. Награждена медалью “За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина”. КИРИЕНКО ЗОЯ ИВАНОВНА (1932) Родилась в Эстонии; окончила пединститут в г. Таллине. С 1960 г. ее профессиональная деятельность связана с системой народного образования г. Мурман­ ска. Работала зам. директора школ № 20, 35, директором школы № 38; 13 лет посвятила руководству обла­ стным ин-том усовершенствования учителей. Где бы ни трудилась, везде проявлялись ее яркий педаго­ гический талант, организаторские умения и лидерские качества. Учителя русского языка и литературы помнят ее от­ крытые уроки, на которых не просто на высоком педаго­ гическом уровне шло преподавание предмета, а форми­ ровалось мировоззрение учащихся, их эстетические вку­ сы, рождались талантливые читатели, умеющие ценить художественное слово. Организуя методическую работу в педагогических коллективах, главной задачей считала создание условий для развития творческого потенциала учителей. Под ее руководством многие начинающие специалисты прошли хорошую школу профессионально­ го становления. В соответствии с требованиями времени (60-70-е гг.) сумела создать в школе № 38 систему работы по активи­ зации познавательной деятельности учащихся, форми­ рованию глубоких и прочных знаний. Эта работа шла в рамках областного движения “Ученические организа­ ции в борьбе за знания” и получила высокую оценку в Москве. Деятельность консультантов, учебных секто­ ров, ученических научных обществ позволяла развивать у школьников интерес к учебе, повышала ответствен­ ность за ее результаты. Опыт школы был хорошо извес­ тен не только в области, но и за ее пределами. Была талантливым организатором воспитательной работы: ее ученикам на долгие годы запомнились подго­ товка литературных композиций, проведение праздни­ ков, занятия литературного кружка, творческая жизнь пионерской и комсомольской организаций. Опыт педагога-наставника, методическое мастерство, ораторское искусство, умение воодушевлять коллег на воплощение интересных педагогических идей создали ей авторитет среди педагогов области. С 1974 по 1987 г. возглавляла Мурманский областной ин-т усовершенствования учителей, стала одним из ве­ дущих лекторов по актуальным вопросам теории воспи­ тания, управления школой, развития педагогического творчества. Неустанно добивалась от своих сотрудников глубокой самообразовательной работы, изучения дея­ тельности педагогов и школ. Институт помогал педагогам области в вопросах со­ вершенствования преподавания, проблемного подхода к обучению, активизации познавательной деятельности учащихся; большое внимание уделял передовому опыту нравственного и трудового воспитания. Этим проблемам посвящались ежегодные областные научно-практические конференции, которые собирали сотни участников. Кон­ ференции становились для учителей своеобразной шко­ лой обобщения и изучения лучшего педагогического опыта. Большой вклад внесла в развитие методической службы области, в совершенствование деятельности районных и городских методкабинетов, укрепление их взаимосвязей с институтом. Установила связи с ведущи­ ми учеными и практиками не только области, но и Моск­ вы, Ленинграда, привлекла их к участию в работе курсов. Педагоги области получали знания непосредственно от авторов новых учебников и программ, разработчиков новых педагогических идей. Награждена орденом “Знак Почета”. КЛИМОВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ (1953) Родился в Кировской обл. В 1974 г. окончил историко- филологический факультет Мур­ манского гос. пединститута. В 1975- 1979 гг. работал в Центральном проектно-конструкторском бюро “Севрыба” , лектором Мурманского обкома и вторым секретарем Коль­ ского райкома ВЛКСМ. В 1976-1978 гг. состоял соиска­ телем при кафедре всеобщей ис­ тории Ленинградского гос. педин­ ститута им. А. И. Герцена, специа­ лизировался в области античной истории. В 1982 г. окон­ чил аспирантуру при кафедре истории Древней Греции и Рима Ленинградского гос. ун-та. В 1983 г. защитил дис­ сертацию на соискание ученой степени кандидата наук по истории эллинизма. С января 1979 г. преподает историю Древнего мира и археологию в Мурманском гос. пединституте (в долж­ ностях ассистента, ст. преподавателя, доцента). Участвовал в археологических раскопках поселений каменного века в Ловозере и Дроздовке (Мурманская обл.), древнегреческих городов Северного Причерномо­ рья Ольвия и Мирмекий. Специалист по истории и куль­ туре Древнего мира (специализация “История и культура античного мира”, в том числе эллинизма). Автор около 40 работ по истории эллинизма, царства Пергам, древне­ греческих городов Малой Азии, по истории древних ци­ вилизаций, по проблемам преподавания древней исто­ рии и развития высшего образования. Проректор МГПИ по научной работе, с 1992 г. - про­ ректор Мурманского гос. пединститута по экономической работе и международным связям, член Международного ин-та по экономической работе и международным свя­ зям, член Международного совета малого бизнеса. Про­ ходил стажировки по менеджменту в образовании в Швеции и США. Участвовал в совместных международных научных проектах с университетами г. Гронингена (Нидерланды), г. Тромсе (Норвегия), Высшей школой г. Тромсе (Норве­ гия) и др. зарубежными учебными заведениями. Прини­ О Я.1і 155

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz