Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

ками для каждого обучающегося. Итог десятилетней ра­ боты по углубленной программе - высокий процент по­ ступления ее учеников в престижные вузы страны. Индивидуально-личностный подход в обучении спо­ собствует победам школьников на городских, областных и всероссийских олимпиадах и научно-практических конференциях. В течение 15 лет проводит выездные физико-математические олимпиады Московского физи­ ко-технического ин-та (МФТИ), на которых ее ученики показывают высокие результаты, получают почетные дипломы института. Является консультантом учащихся заочной физико- технической школы МФТИ, многие из которых становятся впоследствии студентами этого вуза. Заслуженный учитель школы РФ. Соросовский учитель. КАРАБАНЬ АНГЕЛИНА АЛЕКСЕЕВНА (1940) Родилась в пос. Кильдинстрой Мурманской обл. В 1960 г. окончила педучилище в г. Тихвине, в 1989 - Мурманский гос. пединститут, полу­ чив квалификацию учителя началь­ ных классов В 1960 г. заведовала малоком­ плектной школой пос. Верхний Нюд Мончегорского р-на. С 1961 г. рабо­ тала в школе № 17, с 1991 - в гим­ назии № 1 г. Мончегорска. Разрабатывала и внедряла ин­ новационные технологии обучения и воспитания младших школьников. Ее опыт был пред­ ставлен на практической конференции в г. Мурманске. Выступала с лекциями, посвященными этой проблеме, в МГПИ, студенты выезжали на уроки в школу № 17 г. Мончегорска. Изучала и вводила в практику коллектив­ ный способ обучения В. К. Дьяченко. Итогом исследова­ тельской деятельности явилась опубликованная работа “Отбор оптимальных форм и методов обучения на осно­ ве поисково-исследовательской деятельности учителя”. В ней отражены педагогические находки учителя, соб­ ственный взгляд на структуру уроков разных форм. В 1985 г. с коллегами из школы № 17 провела областной семинар по внедрению в практику начальной школы уроков-практикумов, уроков-диалогов, уроков-зачетов. В 1990 г. разработала программу курса “Речевая культу­ ра младших школьников”. В 1992 г. издается ее книга “Речевая культура", кото­ рую используют коллеги в г. Мончегорске, Мурманской области и за ее пределами. Одна из первых апробирует программу ТРИЗ (теория решения изобретательских за­ дач), способствующую развитию теоретического мыш­ ления С 1993 г. ведет обучение младших школьников по ди­ дактической системе Д. Б. Эльконина - В. В Давыдова. В 1996 г. собственный опыт по данной проблеме пред­ ставила в Центре развития личности (г. Москва) в форме видеоуроков. Осуществляет личностно-ориентированное обучение, создает условия для формирования индиви­ дуальности, самобытности каждого воспитанника. Награждена значками “Отличник народного просве­ щения”, “Отличник просвещения СССР”. Заслуженный учитель школы РСФСР. КАРПЕНКОВА ТАМАРА ВАЛЕНТИНОВНА (1948) Работает в системе образования Ковдорского р-на с 1977 г. Была зам. директора, директором школы, зам. начальника отдела образования. В 1997 г. возглавила отдел образования администрации Ковдорского р-на. Под ее непосредственным ру­ ководством совершенствуется система образования района, созданы три комплекса "школа - детский сад", сохранены и успеш­ но функционируют все учрежде­ ния дополнительного образова­ ния, улучшены условия для обу­ чения учащихся вечерней школы. Школа № 11 работает в режиме "школа - вуз". Внедряется система дифференцированного обучения. Организованы классы с углубленным изучением предме­ тов, открыты специальная (коррекционная) школа, лого­ педический детский сад. При ее поддержке осуществлен переход вечерней школы на программу реального учи­ лища. Разработана система привлечения внебюджетных средств для развития материально-технической базы образовательных учреждений. Все средние школы обеспечены видеосистемами и ксерокопировальной техникой. Является одним из участников создания муниципаль­ ной программы Ковдорского р-на "Дети Заполярья". В рамках этой программы занимается вопросами охраны жизни и здоровья детей: организовала щадящее и дие­ тическое питание для детей в каждом образовательном учреждении; способствовала открытию 16 специализи­ рованных групп в дошкольных образовательных учреж­ дениях для детей, часто и длительно болеющих аллер- годерматозами, тубинфицированных, с нарушениями осанки, внедрению оздоровительной методики профес­ сора В. Ф. Базарного в дошкольном образовательном учреждении № 29 и школе № 2 г. Ковдора. Награждена значком "Отличник народного просве­ щения". КАСЬЯНОВА ЛЮДМИЛА ЛЕОНИДОВНА (1938) Родилась в Псковской обл. Окончила Опочецкое педучилище Псковской обл. С 1957 по 1962 г. работала учителем в Псковской обл.; с 1962 г. - учителем началь­ ных классов в пос. Молодежном Мурманской обл., с 1970 и до ухода на пенсию - в ср. школе № 1 г. Апатиты. Творческий педагог, отлично владела методикой преподава­ ния. Отличалась трудолюбием, чувством долга, ответственно­ стью. Эти же качества воспитывала и в своих учениках Правилом для нее являлось постоянное совершенство­ вание педагогического мастерства. Первая выпустила гимназический класс в г. Апатиты. Ее уроки чтения, рус­ ского языка, математики и естествознания - это четкая организация, высокий нравственный потенциал, опти­ мальный темп, активизация мыслительной деятельности учащихся. Ее ученики становились победителями город­ ских олимпиад по русскому языку, математике, проводи­ мых по инициативе Кольского научного центра. Работала в тесном контакте с учителями- предметниками, делилась опытом на семинарах, вноси­ ла конкретные предложения по проблемам гимназиче­ ских классов. Сделала родителей активными участника­ ми учебно-воспитательного процесса. Дни именинника, КВН, экскурсии, новогодние праздники в зимнем лесу, викторины, игры “Мой город”, “Моя семья", праздники “Прощание с осенью”, “А ну-ка, парни!" позволяли детям жить интересной, содержательной жизнью, способство­ 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz