Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

школе г. Полярного. Внесла большой вклад в дело обра­ зования рабочей молодежи. По ее инициативе были от­ крыты учебные классы на рабочем месте для тружеников судоремонтного завода, в войсковых частях - для воен­ нослужащих срочной службы. Организовала такие фор­ мы обучения, как цикловая и семестровая, позволяющие работающей молодежи за короткое время ликвидировать пробелы в знаниях. Бывшие ученики, коллеги знают ее как терпеливого и настойчивого наставника. Именно ей обязана вечерняя школа обретением собственного помещения. Выдвинула идею создания на базе вечерней школы профессиональных курсов. Благодаря ее настойчивости, ныне в маленьком городе, располагающем только одним специальным учебным заведением (техникум при судо­ ремонтном заводе), молодежь имеет возможность полу­ чить не только аттестат о полном среднем образовании, но и специальности автослесаря, повара, продавца. С 1992 г. возглавляет отдел образования г. Полярно­ го. В ее ведении 7 школ, 9 детских садов, 2 учреждения дополнительного образования. Награждена Почетными грамотами отдела образова­ ния Мурманской обл., облсовпрофа, Мурманского обла­ стного ин-та усовершенствования учителей, главы адми­ нистрации ЗАТО г. Полярный. ЕФРЕМОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ (1936) Родился в г. Ленинграде. В 1958 г. окончил Ленинградский ин-т водного транспорта по специ­ альности “Инженер-механик", за­ тем - аспирантуру при Ленинград­ ском кораблестроительном ин-те. Доктор технических наук, по­ четный академик Академии транс­ порта России. Специалист в об­ ласти надежности, долговечности и технической диагностики флота рыбной промышленности. Имеет более 150 научных и др. печатных трудов, включая методические пособия. С 1959 г. работает главным конструктором “Гипро- рыбфлота”, доцентом Северо-Западного заочного поли­ технического ин-та в г. Ленинграде. С 1983 г. - в Мурманском гос. техническом ун-те: до­ цент, профессор, зав. кафедрой технологии металлов и судоремонта, проректор по научной работе. Читает курсы “Управление и техническая эксплуатация флота”, “Техническая диагностика”, “Надежность”. Избран членом диссертационного совета Института проблем машиноведения Российской академии наук. Заслугой в области образования является подготовка кадров высшей научной квалификации для различных отраслей промышленности и образовательных учрежде­ ний. Под его руководством подготовлен и защищен ряд диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, в том числе гражданами других стран. Постоянно руководит научной работой курсантов и студентов. Награжден медалями “За трудовую доблесть”, “Ветеран труда", “300 лет Российскому флоту”. ЖАРОВА НИНА ЯКОВЛЕВНА (1938) Родилась в Липецкой обл. Окончила Ленинградский гос. пединститут им. А. И. Герцена по специальности “Учитель химии, биологии”. С 1966 г. работает в г. Кировске (ср. школа № 5), яв­ ляется одним из ведущих учителей химии в городе и области. Основа ее работы - гуманизм, забота о мак­ симальном развитии ребенка на уроке, во внеклассной деятельности, научность и доступность изложения ма­ териала, любовь к детям. Это проявляется в конкрет­ ных делах по организации условий для самостоятель­ ной работы, отдыха и т. п. Высокий уровень преподава­ ния обусловил ее авторитет среди учителей и учеников. 30 лет она - эксперт городской аттестационной комиссии. На науч­ ных конференциях, олимпиадах по химии всех уровней в 70-90-х гг ее ученики регулярно занимают при­ зовые места (4 раза - на россий­ ском уровне). Из профильных клас­ сов 50-60% учащихся выбирает химию для изучения в вузах. Под ее руководством члены научного общества учащихся в 1992-1999 гг. проводили исследования, имею­ щие хозяйственную ценность: по изучению влияния микроудобрений на развитие сельско­ хозяйственных растений в условиях Заполярья, по вы­ ращиванию кристаллов, использованию местного сы­ рья. Доклад учащихся по результатам трехлетних иссле­ дований “Изготовление вина в домашних условиях из ягод Севера" был включен в повестку научно- практической конференции Кольского филиала Акаде­ мии наук России. Интересы педагога и уровень преподавания можно определить, например, по ее публикациям: “О некоторых путях усиления практической направленности обучения химии”, “Обучение химии в 10-11 кл.” (книга для учителя) Областным ин-том повышения квалификации работни­ ков образования обобщен опыт работы по темам “Теория и практика обучения химии”, “Связь обучения с жизнью", “Воспитание патриотизма на уроках с исполь­ зованием краеведения", “Модульная технология. Ее ос­ новы" и др. Ею разработаны и осуществлены авторские про­ граммы по химанализу, работе с одаренными детьми 8-11 кл., для гимназических классов школы-гимназии адаптивной модели, факультативных курсов, практику­ мов. Опыт работы изучали и используют многие учителя г. Кировска и области. Активный организатор и участник художественной самодеятельности учителей и учащихся. На ее счету большое количество представлений-праздников для учащихся разных возрастов. Награждена значком “Отличник народного просвеще­ ния”. Заслуженный учитель школы РСФСР. Учитель высшей категории. ЖЕЛТЯКОВ ВАЛЕРИЙ ДМИТРИЕВИЧ (1946) Родился в Ленинградской обл В 1969 г. закончил физико-мате­ матический факультет Череповец­ кого гос. пединститута. Прошел путь от учителя до директора Красавской вспомогательной школы-интерната г. Тихвина. В 1984 г. окончил дефек­ тологический факультет Ленинград­ ского гос. пединститута им. А. И. Герцена. По приглашению Мурман­ ского областного управления обра­ зования приехал в Мурманскую обл., где был назначен директором Оленегорской вспомогательной школы-интерната. Содействовал получению педагогами дефектологи­ ческого образования. Коллектив учителей и воспитате­ лей формировался из высококвалифицированных спе­ циалистов (52 человека с высшим образованием). За время его работы все педагоги прошли курсы повышения квалификации. 146

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz