Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
общеобразовательная грамотность, а политическая..." (Гессен С. И. Судьба коммунистического идеала // Педагогика. 1993. № 6). Конечно, в первых документах, определяющих пути создания новой школы, содержались идеи и тео ретические положения, которые, как показал дальнейший опыт, имели преходящий характер. Они служили необходимой ступенью на пути от старой школы к новой. Отмена экзаменов, выборность учителей счита лись в то время необходимостью. В 20-е гг. в СССР впервые в мире была решена задача соединения обучения с производительным трудом. Для разработки содержания советского образования большое значение имели программы Государ ственного ученого совета (ГУС), опубликованные в конце 1922 г. Значительная часть этих программ посвя щалась трудовой деятельности. В тесной связи с ней рассматривались производительные силы и производ ственные отношения, общественный строй и борьба классов. Весь учебный материал был синтезирован и распределен по трем разделам: "Природа", "Труд", "Общество". Учебного плана, который служил бы госу дарственным документом, до 1927 г. не существовало. В начале 20-х гг. учителям губернии пришлось активно заниматься обучением грамоте взрослого на селения. В 1922 г. на Кольском полуострове работала одна школа по ликвидации неграмотности, в начале 1923 г. - 4 школы для малограмотных и 14 пунктов ликбеза. Из результатов переписи населения, проведен ной в 1926 г., следует, что среди губерний и округов европейской части РСФСР Мурманский округ по уровню грамотности занимал 4 место. На 1000 человек населения здесь насчитывалось 586 грамотных. Грамот ность же саамов, ненцев, коми была значительно ниже: саамов -14,8%, ненцев - 29%, коми - 45%. Из 852 саамских женщин умели читать и писать 43. К 1930 г. грамотность саамов повысилась до 28,6%, коми - до 64,2%, ненцев - до 44,3%. В 1926 г. в Институт народов Севера направлено 3 саама. Они должны были получить профессию учителя. В 1923 г. на Кольском полуострове образована пионерская организация. В 1925 г при школах начали создаваться комсомольские ячейки и появились первые учителя-коммунисты. На конец 1926/27 уч. г. из 75 учителей губернии 15 были членами и кандидатами в члены ВКП(б). В середине 20-х гг. в Мурманске работали школы национальных меньшинств: 5 финских, татарская и несколько саамских. В 1925/26 уч. г. были построены два интерната при школах, на 60 мест каждый. Всего школ в 1927/28 уч. г. имелось 47, из них 2 семилетние и 1 средняя. Число учителей увеличилось до 110, а учащихся - до 2569. К концу 20-х гг. в Мурманском округе были достигнуты первые значительные успехи в повышении об разованности подрастающего поколения. Число учащихся составило уже 4400, учителей - 148, школ - 47, из них 3 - средние. В 1917/18 уч. г. в Мурманске имелось два училища: высшее начальное и высшее одноклассное (пор товое и базовое). В них работали Е. Католинская (зав.), И. Ярыгин (преподаватель), О. Диомидова, А. Мель никова, А. Храбрый, 3. Ольшанская, Талый (учителя грамоты). Это были первые в Мурманске учителя со ветской школы. Управляющий отделом - Палатников. Помощник управляющего по школьному образованию - Серебров. Помощник по внешкольному и школьному образованию - вакансия. Инструктор по школьному образованию от Ковды до Мурманска и на Мурманском берегу - Гоман К. А. Инструктор по школьному образованию по Терскому берегу (пос. Кузомень) - Филянов М. А. ПЕДАГОГИ 20-х ГОДОВ Штат отдела просвещения Мурманского края Архангельского губисполкома в 1917/18 уч. г. Учителя первой в районе Мурманска школы - Дровянской Русанова Раиса Филипповна, Рашкова Мария Васильевна, Потапова Агния Степановна, Смирнова Павла Григорьевна, Кованская Мария, Филянова Агния Михайловна, Кондратьева Людмила Георгиевна, Чернышова Анастасия Федоровна, Иванова Мария Алексеевна, Чевкунова Елизавета Лукинична, Кудряшов Василий Яковлевич, Кудинов Иван. Синцова Инна Александровна, Задорина Евгения Михайловна
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz