Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

На основе многолетней целенаправленной работы по патриотическому воспитанию школьников создала про­ грамму факультативного курса для старшеклассников “Вклад кировчан в дело разгрома врага в Заполярье”. Была депутатом Кировского городского Совета двух созывов. Награждена значками “Отличник народного просве­ щения”, “Лучшему пионерскому вожатому", Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР. Заслу­ женный учитель школы РФ. Учитель и руководитель высшей категории. ДМИТРИЕВА ЗИНАИДА ИВАНОВНА (1939) Родилась в г. Ленинграде. Окончила Мурманский гос. педин­ ститут. В августе 1962 г. принята учителем русского языка и лите­ ратуры в ср. школу № 2 г. Мур­ манска (ныне - гимназия № 2). Педагог новой формации, экс­ периментатор (апробировала учебно-методический комплект по русскому языку под ред. В. В. Ба- байцевой). В совершенстве вла­ деет методикой, в том числе и интегрированных уроков. На протяжении многих лет плодотворно сотрудничает с ка­ федрой литературы Мурманского гос. пединститута. Ее уроки - школа педагогического мастерства, в которой прошли обучение более 150 студентов - будущих учите­ лей русского языка и литературы. Умело сочетая требовательность и гуманный подход к воспитанникам, добивается высокой результативности преподавания, формирует у учеников глубокие, прочные знания, интерес к предмету. В течение ряда лет избиралась членом месткома школы, возглавляла учительскую комсомольскую орга­ низацию, являлась руководителем методического объе­ динения учителей-словесников, участвовала в област­ ных педагогических чтениях, была делегатом Всесоюзно­ го съезда учителей (1988). Награждена медалью им. Н. К. Крупской. Заслужен­ ный учитель школы РСФСР. Учитель высшей категории. ДОБРОВОЛЬСКИЙ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ (1957) Родился в г. Полярном. Спе­ циальность учителя физкультуры получил в Новомосковском тех­ никуме физкультуры. С 1987 г. начал педагогическую деятель­ ность тренером-преподавателем тяжелой атлетики; в 1990 г. на­ значен директором Полярненской детско-юношеской спортивной школы. Уделяет большое внимание патриотическому воспитанию молодежи, работе с трудными подростками Впервые в Полярном организовал военно- патриотический лагерь “Крылатая гвардия" для 30 под­ ростков с девиантным поведением Возглавляя поиско­ вый отряд “Память", приобщил детей к поисковой дея­ тельности. Учащимися и молодежью города проведено более 50 экспедиционных походов по местам боев в За­ полярье. Найдены и захоронены останки более 400 вои­ нов, выявлены родственники 272 погибших в боях сол­ дат, матросов, офицеров. Установлены: памятник на городском кладбище с 270 именами погибших и похоро­ ненных в 1941-1944 гг. в г. Полярном; на въезде в город - памятник-захоронение более 100 останков воинов; па­ мятник в районе р. Титовка, на месте гибели разведчиков 181-го разведотряда Северного флота под командова­ нием дважды Героя Советского Союза В. Н. Леонова. Совместно с другими поисковыми отрядами сооружены памятники в Долине Славы. Руководя отрядом “Память", вел активную переписку с ветеранами Великой Отечественной войны, лично встречался с В. Н. Леоновым, Л. Е. Кербелем, А. П. Ми­ хайловским, В. Н. Чернавиным, М. А. Бабиковым, Е. А. Халдеем и др. С июня 1998 г. ДЮСШ г. Полярного при­ своено имя дважды Героя Советского Союза В Н. Лео­ нова. Избран зам. председателя координационно­ поискового объединения Мурманской обл. Председатель комитета по физической культуре и спорту городского Совета г. Полярный. Награжден медалями маршала Жукова, “50 лет По­ беды в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.” и др., значком “Активный участник поиска защитников Родины, погибших в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." ДОБРОДИЦКАЯ ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА (1941) Родилась в г. Мурманске. В 1969 г. с отличием окончила дефектологический факультет Московского гос. пединститута им В. И.Ленина. Инициативный, творческий ра­ ботник - уже через 6 лет после начала трудовой деятельности в качестве педагога-дефектолога была приглашена участвовать во Всесоюзных педчтениях: высту­ пила с сообщением из опыта ра­ боты по теме “Дифференцирован­ ный и индивидуальный подход к умственно отсталым детям в процессе обучения их чтению”, за что награждена грамотой НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Работая в качестве зам. директора вспомогательной школы, умело организовывала деятельность педагогиче­ ского коллектива, направляя ее на совершенствование коррекционной работы с учащимися. Бережно относи­ лась к молодым учителям - вырастила целое поколение грамотных специалистов-дефектологов. По итогам твор­ ческой деятельности коллектива учителей школы были изданы “Методические рекомендации по оптимизации усвоения учебного материала умственно отсталыми детьми”; учителя принимали участие в областных и все­ союзных педчтениях, конференциях. В 1992 г. назначена директором специальной школы- интерната № 1. Находясь на этой должности, направляет деятельность педагогического коллектива на решение целого комплекса социально-педагогических задач, главными из которых являются социально-трудовая адаптация обучающихся, создание условий для сохра­ нения и укрепления здоровья воспитанников. Руководствуясь принципами гуманизма, разработала и апробировала в интернате программу обучения детей- имбецилов. Глубокая заинтересованность, информированность позволяют ей принимать оптимальные решения при воз^ никающих проблемах, оказывать помощь своим замести­ телям, отдельным учителям и воспитателям, адекватно оценивать их творческую деятельность. С 1997 г. работает в школе учителем-дефектологом. Заслуженный учитель школы РСФСР. 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz