Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
ОБРАЗОВАНИЕ В 20-е ГОДЫ Советское образование создавалось не путем реформирования, приспособления старой школы к но вым задачам обучения и воспитания подрастающего поколения, а путем ее ликвидации и создания новой системы. Во время интервенции на территории современной Мурманской области эта работа была прерва на. В 1917 г. на Кольском полуострове насчитывалось 13 школ, в 1918 - 23, а в 1920 только 14 (9 были за крыты в годы интервенции). Один из учеников Нотозерской школы писал: "Учительница ушла с красными. Иностранцы привезли попа Назара Сивцова. Поп всегда бывает пьян. Сильно бьет ребят линейкой, дерет за уши, таскает за волосы. Мы все разбежались из школы" (Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л.: Учпедгиз, 1939. С. 52). Но в 1920/21 уч. г. уже работало 34 школы, в которых было 50 учителей и 2000 учащихся. Переход от старой системы просвещения к новой в основном завершился к 1922 г. К этому времени из школ уволили служителей культа, ушло большинство старых учителей. Их сменили педагоги, приглашенные из других об ластей и демобилизованные из Красной Армии матросы и солдаты. В Государственном архиве Мурманской области есть сведения о том, что комиссия по народному образованию ходатайствовала перед командова нием красноармейских частей, дислоцирующихся в Мурманске, о демобилизации из рядов Красной Армии учителей Запольского, Тугаринова и Кулешова (ГАМО, ф. 54, оп. 1, ед. хр. 31, л. 24, об.). С первых дней Советской власти был взят курс на создание демократической системы просвещения, обеспечивающей всем гражданам реальную возможность получения среднего и высшего образования, В основу этой системы закладывались новые принципы. Главным являлся принцип связи обучения с поли тическими, экономическими и культурными задачами советского общества. Народное образование рассмат ривалось как составная часть борьбы за построение социализма. "Школа постепенно становится не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитатель ного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс", - писал руково дитель Советского государства В. И. Ленин (ПСС. Т. 38. С. 95). Новая школа была светской, на всех ступенях образования равно доступной для мужчин и для жен щин, для людей всех национальностей. Соблюдалась преемственность всех звеньев. На практике начал осуществляться лозунг единой трудовой школы. Но дело шло медленно, с большими трудностями. Срок обучения в массовой школе увеличился с двух до трех лет. Для подростков старше 13 лет создавались двухлетние школы грамоты, для работающих молодых людей по инициативе комсомола - школы рабочей молодежи. Был провозглашен принцип связи школы I ступени с производством, но реализовать его в усло виях хозяйственной разрухи не удалось. В 1920 г. на первый план выдвинулись вопросы профессионального образования. Предметом острой дискуссии стал вопрос соотношения общего политехнического и профессионального образования. К 1921-1922 гг. в РСФСР сложилась школьная система, состоящая из следующих связанных звеньев начальная школа (четырехклассная), семилетняя школа и школа II ступени (девятилетняя средняя). Каждая ступень служила основой для предшествующей: I ступень являлась базой для обучения в семилетних, про фессионально-технических школах, школах фабрично-заводского обучения, учебно-производственных мас терских ит. п.; семилетняя школа - базой для средних и профессионально-технических учебных заведений - техникумов; девятилетняя - для вузов; в то же время она давала некоторую практическую подготовку. Сис тема образования на Кольском полуострове развивалась по такой же схеме. Педагогику России тех лет известный ученый С. И. Гессен охарактеризовал так: "В период с 1917 по 1922 г. господствовала в школьном строительстве идея "политехнизма" образования. Уже в период нэпа на первый план выдвигается идея воспитания борца за интересы пролетариата. К концу нэпа (1926-1927 гг.) этот идеал "классового профессионализма" приобретает черты беспринципного оппортунизма, приводящего к восстановлению отдельных элементов старой школы. В 20-е гг. русская школа оправляется от прежних потрясений, восстанавливается и количественно, и качественно, вступает в полосу подъема. Но период плавного развития был недолгим. С новой силой школа ориентируется на "коммунистический идеал", "слия ние школы с производством". Учителя устали от постоянного "дерганья". Отменяются такие устои старой школы, как "урок", "учебник", пропагандируется "бригадный метод проведения занятий", общеобразователь ная работа подчиняется общественно полезному и производительному труду. Наивыше всего ценится не 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz