Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

НИЦ “Пазори", который создал и которым руководит В. Ф. Бойко, является одним из крупнейших на Севере. Награжден медалью “Ветеран труда", Почетными грамотами Министерства образования РФ, губернатора Мурманской обл. Имеет звание “Почетный портовик". БОЛЬШАНСКАЯ ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА (1941) Родилась в г. Петрозаводске. В 1963 г. окончила математический факультет Петрозаводского гос. ун-та. В 1966 г. начала работать в системе образования Мурман­ ской обл. С 1966 по 1976 г. была директором школы № 21 отдела к учебных заведений Октябрьской железной дороги на ст. Пяйве. Я ' В 1976 г. принимала активное уча- стие в открытии на ст. Пяйве пер- вой в Мурманской обл. специаль­ ной школы-интерната для детей с тяжелыми наруше­ ниями речи; стала ее первым директором. Руководила педагогическим коллективом, состоящим только из мо­ лодых специалистов. Была их доброжелательным на­ ставником, о чем с благодарностью вспоминают многие. Сформировала коллектив педагогов-единомышленников. Одновременно совершенствовала свое профессио­ нальное мастерство как учитель. Разработала систему коррекционной работы на уроках математики в специ­ альных школах. Достигла высоких результатов в обуче­ нии детей с тяжелыми нарушениями речи. Опыт ее рабо­ ты известен за пределами Мурманской обл. На научно- практической конференции учителей математики специ­ альных школ в Москве (1986) ознакомила коллег с раз­ работанной ею оригинальной системой. Принимала уча­ стие в VIII Всесоюзных педагогических чтениях по де­ фектологии (1988), где выступила с докладом “Развитие интереса школьников к математике”. В годы ее руководства специальной школой- интернатом строилось новое здание школы. Директор стала инициатором и организатором привлечения сту­ денческого стройотряда к строительству, чем обеспечи­ ла досрочное введение в строй нового здания и эконо­ мию денежных средств. В 1995 г. на базе школы-интерната создается Пяй- венская основная общеобразовательная школа для де­ тей ст. Пяйве и Нял. Л. Н. Большанская проводит реор­ ганизацию и становится директором созданной школы. Ей удается сформировать творческий педагогический коллектив, который добивается устойчивых положитель­ ных результатов в обучении и воспитании, работает без второгодников. Этому способствует рациональная орга­ низация учебно-воспитательного процесса в малоком­ плектной школе, которую обеспечивает опытный дирек­ тор. При ее непосредственном участии обновляется со­ держание образования, введена программа “Познай се­ бя" М. Л. Лазарева, обеспечивающая валеологическое образование школьников Школа стала центром досуга учащихся в поселке. Здесь организована работа факультативов, кружков, спортивных секций. Проводятся интересные вечера, спортивные праздники, что позволяет развивать творче­ ские способности ребят в условиях отдаленности от культурного центра. С 1969 по 1975 г. - депутат Мурмашинского поселко­ вого Совета. Награждена значком “Отличник народного просве­ щения". БОРЗОВА ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА (1941) Родилась в Костромской обл. После окончания в 1964 г. Мур­ манского гос. пединститута нача­ ла профессиональную деятель­ ность в г. Мончегорске - вначале учителем русского языка и лите­ ратуры в старших классах ср. школы № 4, затем инструктором и зав. отделом горкома ВЛКСМ и горкома КПСС, с 1986 г. - дирек­ тор школы № 5. С 1992 г. - зам. директора по учебно-воспита­ тельной работе ср. школы N 2 12 г. Мончегорска. В 1964-1967 гг. участвовала в экспериментальной ра­ боте по переходу школы на одиннадцатилетнее обуче­ ние. Руководила первым в городе общественным уни­ верситетом старшеклассников, на шести факультетах которого занимались 160 учащихся - пропагандистов научных и общественно-политических знаний в школе, производственных коллективах и по месту жительства. Опыт работы в школьном университете и клубе вы­ ходного дня старшеклассников стал основанием для вы­ движения ее на работу в комсомольские органы города и избрания в состав Мончегорского городского Совета. С этого времени она в центре школьной жизни Монче­ горска и Оленегорска. Будучи председателем комиссии по делам молодежи, содействовала тесному взаимодействию учебных заве­ дений, производственных коллективов и общественных организаций в воспитании подрастающего поколения. При ее участии были организованы советы обществен­ ности по координации работы с детьми, оперативные комсомольские отряды, детские клубы по месту житель­ ства, лагеря комсомольского и пионерского актива Став директором школы-новостройки, разработала программу развития школы в экспериментальных усло­ виях. Школа перешла на пятидневку с шестым разви­ вающим днем. Основой воспитательной работы стали коллективные творческие дела. Занимающиеся в центрах развития наиболее ода­ ренные дети выросли в призеров российских олимпиад по географии, биологии, литературе, стали чемпионами Праздников Севера; школьный театр получил звание лауреата зонального фестиваля. Награждена медалями “За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", “Ветеран труда", значком “Отличник народного просве­ щения”. БОРИСОВ БОРИС НИКИТОВИЧ (1938) Родился в г. Брянске. С 1945 г. живет в Мурманской обл. В 1956 г. окончил Мурманское педучилище, в 1961 - историко-филологический факультет Мурманского гос. пединститута (с отличием). В 1960 г. за отличную учебу и активную общественную работу был удостоен Ленин­ ской стипендии, только что учрежденной в вузах страны. После окончания института оставлен на кафедре лите­ ратуры ассистентом. С 1963 г. работает ст. преподава­ телем, доцентом кафедры литературы в МГПИ. Участвовал в диалектологической экспедиции в Ар­ хангельскую обл. под руководством зав. кафедрой до­ цента И. С. Меркурьева. Преподавательская работа связана с чтением курсов устного народного творчества, русской литературы XVIII в , теории литературы. Занимаясь изучением фольклора, в течение нескольких лет с группами студен­ тов исследовал народную поэзию Терского берега. Глав­ 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz