Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

среди жителей. В 1905-1907 гг. осваивала новые учеб­ ные программы, в содержание которых были включены сведения о жизни народа, материалы по географии, природоведению, истории, отрывки из классической русской литературы. Много рассказывала учащимся об истории и культуре края. После Октябрьской революции активно участвовала в создании советской школы. В последние годы жизни работала в школе и детском доме пос. Дровяное. В 1923 г. удостоена звания Героя труда. САМПСОНОВА АСАНАСИЯ С 1 сентября 1898 по сентябрь 1901 г. работала учи­ телем в Кашкаранской школе. СИНЦОВА В конце XIX - начале XX в. работала учителем в шко­ ле д. Умба. СИБИРЦЕВ КЛАВДИЙ ЯКОВЛЕВИЧ Священник. Законоучитель. Работать начал в Архан­ гельской обл. после окончания Архангельского духовно­ го училища. С 1909 по 1912 г. был учителем в г. Алек- сандровске, затем переведен в с. Кашкаранцы. В 1912 г. рукоположен в сан священника и направлен в Кашка- ранский приход Александровского уезда. СИДОРОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА С 1913 г. - учитель, с 1916 - зав. Кашкаранской шко­ лой. Окончила курсы в Архангельском епархиальном женском училище. Получила аттестат на звание домаш­ ней учительницы. СПЕРАНСКИЙ ЛАВР ФЕДОРОВИЧ Священник. С 1889 г. учитель и зав. Териберской школой. ТАРАТИН ПЕТР Учитель Кольской школы. В 1876 г. выступил с пред­ ложением об открытии в Коле библиотеки в соединении ее с читальней и книжным складом при училище. "Здесь в народе есть склонность к чтению, а лишать его этого - значит мешать его жизни", - писал он архангельскому губернатору. ТУФАНОВ В первые годы XX в. учитель Пулозерской школы. ФИРЛЕЙ ПЕТР ЛЮДВИГОВИЧ Воспитатель общежития для учеников Александров­ ского городского училища при экспедиции Л Л. Брейт- фуса. В 1900 г. Комитет для помощи поморам Русского Севера основал "общежитие" для детей колонистов Мурманского берега. Осенью 1901 г. в него было приня­ то 7 мальчиков из наиболее бедных семейств, живших на значительном расстоянии от Апександровска. Дети находились под наблюдением препаратора П. Л. Фир- лея. Все они в свободное от учебы время помогали экс­ педиции по хозяйству: убирали снег с тротуара, носили дрова и т. п. ХОЛКИН АЛЕКСАНДР Первый учитель Кольского приходского училища Приглашен из Архангельска после окончания 6 кл Ар­ хангельской гимназии. Приступил к работе 31 марта 1839 г. ЧЕРТОВСКАЯ ИННА АЛЕКСЕЕВНА С сентября 1906 г. работала учителем Кашкаранской школы. Образование получила в Архангельском епар­ хиальном училище. В отчете школы за 1906/07 уч. г. говорится: "К делу обучения, а равно и к религиозно­ нравственному воспитанию детей относится добросове­ стно. Долг причащения исполняла вместе с учениками школы в своем приходском храме, который посещает постоянно и наблюдает за поведением детей в церк­ ви в праздничные дни. Получала неоднократно благо­ дарности и денежные вознаграждения за ревностное и усердное исполнение долга (ГАМО, ф. 112, д. 1, оп. 1, л. 47). ЩЕКОЛДИН КОНСТАНТИН Священник. В 1899 г. вел занятия в Пазрецкой школе. Добился повышения уровня грамотности среди саамов погоста до 30%. Знал саамский язык. Составил "Азбуку для лопарей", изданную в 1895 г. Архангельским право­ славным миссионерским обществом. ЮСОВ И. Учитель Териберской школы. 27 января 1910 г пи­ сал: "Учеников у меня 30 человек, а помещение неболь­ шое, поэтому в классе очень тесно и душно... Занятия всегда приходится кончать с больной головой..." (Ушаков И. Ф. Кольская земля: Очерки истории Мурманской об­ ласти в дооктябрьский период. Мурманск, 1972. С. 455).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz