Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

Являясь организатором движения школьников “Мое Отечество - Кольская земля", неоднократно участвовала в работе городских, областных семинаров по теме “Роль музея в формировании познавательной активности детей”. Награждена медалью “Ветеран труда’’, значком “Отличник народного просвещения”, Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР. Почетный гражда­ нин г. Североморска. Занесена в Книгу трудовой славы города. БАСЕНКО НЕЛЛИ АЛЕКСАНДРОВНА (1940) Родилась в Бурят-Монгольской АССР. В 1961 г. окончила Мурман­ ское педучилище. Ее трудовая деятельность на Севере началась в 1960 г. с долж­ ности воспитателя детского сада пос. Ревда. С 1970 по 1977 г. воз­ главляла сельский детский сад пос. Лопарская Кольского р-на. Боль­ шинство его воспитанников были детьми коренных жителей - саамов. Незабываемыми событиями в жиз­ ни малышей-северян остались по­ ездки на дачу на солнечную Украину, которые ежегодно организовывала заведующая. С 1977 г. бессменно руководит дошкольным образо­ вательным учреждением № 11 "Светлячок" г. Кола. Уже более 20 лет "Светлячок" значится в списке лучших дет­ ских садов района. Детям здесь живется интересно. Они постоянно заняты полезными делами: мастерят в доме Самоделкина, выращивают в своей тепличке огурцы и помидоры, перевоплощаются в сказочных героев в ком­ нате сказок. В последние годы детский сад активно работает над проблемами физического воспитания детей в условиях Крайнего Севера. Под руководством Н. А. Басенко раз­ работана авторская программа "Растим здорового севе­ рянина". Заслуги "Светлячка" отмечены многими почетными грамотами, в числе которых и диплом Всероссийского конкурса "Детский сад года - 96". Награждена значком "Отличник народного просвеще­ ния", Почетной грамотой Министерства образования СССР. Заслуженный учитель школы РСФСР. Руководи­ тель высшей категории. БАСКИНА ЛЮБОВЬ ИЛЬИНИЧНА (1948) Родилась в г. Мончегорске. По окончании школы № 3 в 1966 г. осталась в ней работать (лаборантом, библиотекарем, классным руководителем). Одновре­ менно училась на заочном отделении исторического факультета Мурманского гос. пединститута. Педагогиче­ скую деятельность начала в 1974 г. За годы работы в школе учителем истории, зам. директора выросла в эрудированного руководителя. В 1989 г. стала директором ср. школы № 3 г. Монче­ горска. В 80-е гг. большое внимание уделяла преемст­ венности речевого развития воспитанников детских са­ дов микрорайона и учащихся начальной школы, внедре­ нию единого орфографического и речевого режима уча­ щихся 5-10 кл. Опыт работы школы по названным про­ блемам обобщен областным ин-том усовершенствова­ ния учителей, представлялся на областных семинарах, в журнале “Русский язык в школе”. Ею разработана комплексно-целевая программа раз­ вития профильного обучения старшеклассников в ли­ цейских педагогических классах, цель которой - воспита­ ние личности, интеллектуально готовой к обучению в высших и средних специальных учебных заведениях, к творческому труду в различных сферах научной дея­ тельности; установлена деловая связь с Мурманским гос. пединститутом, с С.-Петербургским гуманитарным ун-том. В школе ведется систематическое отслеживание выполнения комплексно-целевой программы развития и саморазвития выпускника. Учащиеся становились победителями городского конкурса “Интеллект”, пред­ метных олимпиад, регионального научного конгресса “Молодые исследователи Севера”. В педагогические и гуманитарные вузы поступает от 50 до 62% выпускни­ ков. На базе школы в 1997 и 1998 гг. проведены город­ ские семинары по проблемам непрерывного филологи­ ческого образования учащихся. Творческой группой учителей под руководством ди­ ректора разработана программа “Здоровье". Создан центр психолого-педагогического сопровождения разви­ тия учащихся, имеющих трудности в учебе, общении, развитии. Как руководитель создает условия для профессио­ нального роста кадров. Награждена значком “Отличник народного просвеще­ ния”. Заслуженный учитель школы РФ. БАШЛЫКОВ КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ (1928) Родился в Рязанской обл. Вся его жизнь связана с Мур­ манским краем. Трудовую дея­ тельность начал в 1945 г. в каче­ стве ученика моториста в порту г. Мурманска. В 1969 г. заочно окончил Мончегорский политехни­ кум по специальности “Горный электромеханик”. С 1974 г. - учи­ тель трудового обучения в ср. школе № 20 пос. Никель Мурман­ ской обл. Творческие и нестандартные подходы к трудовому обучению позволили ему осущест­ вить тесную связь изучаемого материала с другими школьными дисциплинами не только естественно­ математического цикла, но и гуманитарно-эстетической направленности. Выбор объектов обучающего труда учащихся всегда носил полезную направленность: изготовление учебного Оборудования, различного рода приспособлений, выпол­ нение заказов производственников, кухонной мебели. Сделанные руками воспитанников табуретки, разделоч­ ные доски, скалки, декоративные полочки отличались чистотой обработки и пользовались большим спросом у населения. В период, когда профессиональная подготовка обу­ чающихся по специальности “Электромонтер распреде­ лительных сетей” осуществлялась на базе школы, был оборудован первый в поселке кабинет по электротехнике и физике, оснащены оборудованием другие кабинеты, радиофицирована школа. Успешно применял учитель такие формы внеурочный деятельности, как конкурсы мастерства семейных команд “Трудиться вместе”. К. М. Башлыков - увлеченный человек. Прекрасно знает переплетное дело, работу с соломкой, вышивает крестом и гладью. Участник районных и областных вы­ ставок прикладного искусства, его работы с успехом демонстрировались в Норвегии. Награжден медалью “За доблестный труд. В ознаме­ нование 100-летия со дня рождения В И Ленина", знач­ ком “Отличник народного просвещения”. 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz