Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

мического ин-та, доцент пединститута, декан Мурманско­ го ин-та дополнительного образования. В 1995 г. защитила диссерта­ цию на соискание ученой степени кандидата наук. В период работы в должности директора Мурманского областно­ го ин-та усовершенствования учи­ телей немало делала для разви­ тия института. В 1988 г. впервые началось создание кафедр. До­ полнительно открылись кабинеты и подразделения, обеспечиваю­ щие не только процесс повышения квалификации, но и научно-мето­ дическое руководство новыми направлениями в разви­ тии образования в области. С начала 90-х гг. по инициативе руководства институ­ та началась его реорганизация в Мурманский областной ин-т повышения квалификации и переподготовки работ­ ников образования, первым ректором которого была назначена О. М. Атласова. Это дало возможность со­ трудникам сосредоточиться не только на практических вопросах повышения квалификации, но и на теоретиче­ ских проблемах андрагогики. Реорганизация института привела к изменению его функций: значительно большее внимание было сосредоточено на повышении квалифи­ кации работников образования с учетом специфики ре­ гиона, разработке специальных учебных планов и про­ грамм для слушателей курсов на институтских кафедрах, которых в 1994 г. стало уже десять В 1993 г. совет ин­ ститута приказом Министерства образования РФ полу­ чил статус ученого совета с правом решать вопросы присвоения ученых званий. Преодолевая организационные, материальные, фи­ нансовые трудности, ректор настояла на открытии фи­ лиала института в г. Апатиты, что расширило возможно­ сти повышения квалификации работников образования Кировско-Апатитского куста, Мончегорска, Кандалакши, Ковдора и других территорий. С 1992 по 1995 г. в инсти­ туте повышения квалификации и его Апатитском филиа­ ле ежегодно обучалось около 9 тыс. педагогов и руково­ дителей образовательных учреждений. Награждена значком “Отличник народного просве­ щения”. АФАНАСЬЕВА НИНА ЕЛИСЕЕВНА (1939) Родилась в летнем саамском погосте Арсьегк на берегу Барен­ цева моря, в устье р. Варзина. В 1963 г. окончила отделение народов Севера Ленинградского гос. пединститута им. А. И. Герце­ на. В 1963-1981 гг. - учитель ве­ черней ср. школы № 1 г. Апатиты; в 1981-1994 гг. - зав. кабинетом национальных школ Мурманского областного ин-та усовершенство­ вания учителей. С 1994 г. - прези­ дент Ассоциации кольских саамов. Работая зав. кабинетом национальных школ при Мурманском областном ин-те усовершенствования учи­ телей, принимала активное участие в сохранении и раз­ витии национальной духовной культуры коренного насе­ ления области - саамов. По ее инициативе стали тради­ ционными недели саамской культуры, создан музей на основе материалов, собранных учащимися пос. Туман­ ного. Является одним из создателей саамской письменно­ сти, правил саамской орфографии и пунктуации. С ее участием подготовлены программы, методические реко­ мендации для дошкольных учреждений, саамский бук­ варь и первый в истории советской лексикографии саам­ ско-русский словарь. При ее участии Ассоциация коль­ ских саамов установила тесные контакты с саамскими организациями стран Скандинавии, Германии и др. С 1992 г. ассоциация - член Совета саамов, Ассоциации' народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Награждена Почетной грамотой Совета саамов, По­ четной грамотой губернатора Мурманской области АФАНАСЬЕВА ТАМАРА ВЯЧЕСЛАВОВНА (1934) Родилась в г. Мурманске. Окончила Ленинградский гос. пед­ институт им. А. И. Герцена, рабо­ тала в сельской школе пос. Шон- гуй Кольского р-на, в школе N9 29 г. Мурманска, а с 1965 г. - в школе № 37 учителем географии Один из лучших учителей- географов области; в течение многих лет собирала и системати­ зировала материал по использо­ ванию на уроках и во внеклассной работе краеведческого материала. Совместно с учащимися регулярно проводила наблюде­ ния и исследования окружающей среды, изучала гео­ графические и экологические условия Кольского по­ луострова, оформила экологический паспорт школы и микрорайона. В школе создан и успешно работает школьный экологический клуб, его члены неоднократно выезжали с экологическими десантами почти во все города области, а также в Финляндию и Норвегию. Была рецензентом методического пособия В. Б. Терещенко “Природа России”. Многолетняя работа с учащимися в экологическом клубе, а также занятия на факультативах по экономиче­ ской географии дают свои результаты: учащиеся посто­ янно занимают призовые места на олимпиадах по гео­ графии, многие выпускники выбрали профессию учи­ теля. Возглавляла методическое объединение учителей географии Первомайского р-на, входила в совет кабине­ та учителей географии Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, работала в составе экс­ пертных групп окружной и областной аттестационных комиссий, сотрудничала с факультетом менеджмента и экономики Мурманского гос. технического ун-та по подготовке абитуриентов к вступительным экзаменам по экономической географии. Награждена значками “Отличник народного просве­ щения”, “Отличник просвещения СССР". Заслуженный учитель школы РСФСР. АХРАМЕЙКО ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1942) Родился в Минской обл. В 1964 г. окончил математический факультет Белорусского гос ун­ та. Работал в школе с. Головчицы Гомельской обл. В 1971 г. переехал с семьей в пос. Зеленоборский Мурманской обл., где работал учителем, а за­ тем директором вечерней шко­ лы № 6. В 1980 г. избран председате­ лем Зеленоборского поселкового Совета народных депутатов. В 1990 г. избран председателем Кандалакшского гор­ исполкома. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz