Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

ференциях, проводимых в вузе и других учебных заве­ дениях. Награжден значком “Отличник социалистического со­ ревнования рыбной промышленности Министерства рыбного хозяйства СССР”. АРТОБОЛЕВСКАЯ ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА (1940) Родилась в с. Ловозере. В 1964 г. получила высшее обра­ зование в Ленинградском гос. пед­ институте им. А. И. Герцена по специальности “Учитель истории, русского языка, литературы”. По распределению уехала в Казах­ стан, затем работала в г. Кировске (школа № 7), г. Мурманске (школы №10,28). За годы педагогической дея­ тельности была учителем истории, литературы, воспитателем, зав. учебной частью. С 1976 по 1992 г. работала в областном ин-те усовершенствования учителей, в том числе 13 лет - зам. директора. С 1992 г. трудится в Мурманском гос. пединституте на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников обра­ зования, дошкольного воспитания. В январе 1994 г. за­ щитила диссертацию на соискание ученой степени кан­ дидата наук по теме "Курсовая подготовка педагогов как системообразующий фактор их непрерывного повыше­ ния квалификации". В своем исследовании характеризу­ ет систему повышения квалификации педагогов как сферу практически ориентированной науки, выделяет специфические характеристики содержания, организа­ ции и технологии дополнительного профессионального педагогического образования. С 1998 г. - член-корреспондент Международной пе­ дагогической академии. Опыт демократизации управления развитием регио­ нальной системы повышения квалификации педагогов был одобрен на Всероссийских семинарах-совещаниях организаторов повышения квалификации в г. Мурманске (1989) и в г. Москве (1990). Ею введены в практику обу­ чения руководителей и методистов дискуссионные игры, проблемные "круглые столы", методические конферен­ ции, разработана и апробирована запросная модель развития курсовой подготовки. В 1994 г. разработала нормативно-правовую базу факультета повышения квалификации, создала систему повышения квалификации руководителей образователь­ ных учреждений Мурманской обл. Впервые в области на факультете начала осуществляться профессиональная переподготовка руководителей образования с выдачей дипломов на право ведения профессиональной дея­ тельности в сфере управления образованием. В декабре 1998 г. осуществлен первый выпуск менеджеров образо­ вания. Имеет около 30 публикаций. Награждена медалью "За трудовое отличие", значка­ ми "Отличник народного просвещения", "Отличник про­ свещения СССР". АРХИП ИННА АЛЕКСАНДРОВНА (1953) Родилась в Одесской обл. В 1975 г. с отличием окон­ чила дефектологический факультет Кишиневского гос. пединститута им. И. Крянгэ. В 1984 г. защитила диссер­ тацию с присвоением ученой степени кандидата педаго­ гических наук. В 1987 г. ей присвоено звание доцента. С 1999 г. она - член-корреспондент Международной ака­ демии наук педагогического образования. С 1984 г. является зам. декана факультета педагогики и методики начального образования (ПиМНО) М урм а нс ко го пед и н с ти ту та , с 1989 г. - декан факультета. С 1992 г. - член рабочей группы Министерства образования РФ по разработке стандартов образова­ ния по всем направлениям коррек­ ционной педагогики и специальной психологии. Руководит в МГПИ подготовкой аспирантов по коррекционной педагогике. В качестве декана факультета ПиМНО впервые в Мурманской об­ ласти и одной из первых в педагогических вузах РФ при­ ступила к подготовке и реализации идеи открытия новых специальностей: “Русский язык и литература в 5-6 клас­ сах”, “Воспитание в детских домах и учреждениях интер­ натного типа", “Физвоспитание”, ’’Музыка”, "Иностранный язык”. Совместно с кабинетом дефектологии Мурманского областного ин-та повышения квалификации работников образования целенаправленно работала по пропаганде дефектологических знаний и использованию модифици­ рованных технологий в сфере обучения и воспитания детей с неярко выраженной патологией развития: 1992 г. - инициатор и организатор открытия новых остродефицитных специальностей в Мурманском педин­ ституте: логопедия, коррекционное и компенсирующее обучение; 1993 г. - научный руководитель и организатор пере­ подготовки логопедов на базе высшего педагогического образования; 1998 г. - организатор проведения научно-практи­ ческого семинара логопедов Северо-Запада России “Актуальные проблемы диагностики, коррекции и педаго­ гики речевых нарушений”; 1998-1999 гг. - автор и разработчик пакета докумен­ тов для открытия новых дефектологических специально­ стей: коррекционная педагогика и специальная психоло­ гия, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология. Автор и организатор двух проектов TACIS “Реабилитация детей со сложной структурой дефекта", “Инвариантная подготовка специалистов-дефектологов”. Ежегодно выступает с докладами на научно- практических конференциях. Ею опубликовано 65 работ, 8 из них - в центральных изданиях. С 1995 г. - член коллегии комитета по образованию администрации Мурманской обл.; зам. руководителя центра непрерывного педагогического образования “Диалог”; научный консультант инновационного проекта для детей с ограниченными возможностями при област­ ном центре социальной помощи семье, имеющей ребен- ка-инвалида. Награждена Почетной грамотой губернатора Мур­ манской области. АТЛАСОВА ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА (1949) Родилась в Сахалинской обл. С 1967 по 1969 г. - сту­ дентка исторического факультета Казанского гос. ун-та. В 1969 г. переехала в г. Мурманск. В 1971 г. окончила исторический факультет Мурманского гос. пединститута. Работала учителем истории и обществоведения, зав. кабинетом истории Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, инспектором облоно. С 1987 г. - директор Мурманского областного ин-та усо­ вершенствования учителей, затем - директор Северо- Западного филиала Московского гуманитарно-эконо­ 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz