Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

тра). В 1909 г. жители города в ознаменование двух дат - десятилетия Александровой и десятилетия педагогиче­ ской деятельности А. К. Долинова - собрали 200 рублей и попросили учредить стипендию его имени. ИЕВЛЕВ ИЛЬЯ ИЛЬИЧ Учитель школы пос. Лесного (1905/06 уч. г.). По вос­ поминаниям учеников, это был культурный, грамотный человек, который влиял на них внимательным, ласковым отношением. Он разучивал с детьми революционные песни, на его квартире изготовлялись революционные флаги. В 1906 г. был арестован за организацию забас­ товки и посажен в тюрьму (Методические материалы 3-й областной педагогической конференции по вопросам краеведения. Март 1947 г. Мурманск, 1947). КОДЗАЕВ А. Н. Инспектор школ губернского училищного совета. Ознакомившись с народными училищами Архангельско­ го уезда, 11 января 1912 г. писал: "Эти жалкие подобия школ, которые я не могу назвать другим словом, как мыльными пузырями, произведены на свет божий не для просвещения, а для жалкого прозябания..." КОЗМИН НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ Наблюдатель Архангельского Епархиального ведом­ ства. Осуществлял в начале века контроль за деятель­ ностью церковно-приходских школ и школ грамоты на Кольском полуострове. О поездках по школам Крайнего Севера он рассказал в нескольких печатных работах ("По школам Лапландии", "Из жизни за Полярным кругом" и др.). В 1918-1919 гг. - председатель педагогического сове­ та учительской семинарии в Шенкурске, с сентября 1919 г. - учитель истории Архангельской гимназии, с декабря этого же года - исполняющий обязанности помощника управляющего отделом народного образования Времен­ ного правительства. В 40-е гг. был преподавателем латинского языка в Архангельском гос. пединституте. ЛЫСКОВ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ Крестьянский сын. Окончил курс в двухклассном ми­ нистерском училище. Экзамен на звание учителя вы­ держал при управлении Архангельской духовной семи­ нарии. Преподавать начал в Архангельской губернии. С 1901 г. работал в Кашкаранской школе. МЕФЕДЕВСКИЙ Учитель Териберской школы. В 1915 г. написал в Александровскую уездную управу, что из-за отсутствия тетрадей, чернил и карандашей распустил школьников с 11 марта. МОНЯКОВ АЛЕКСЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ Один из первых светских учителей Кашкаранской школы. Работал в 1901-1903 гг. Окончил трехклассное городское училище. Звания учителя не имел. МУХИН А. А. Чиновник по крестьянским делам. Работал в начале XX в. Был активным сторонником развития образования на Кольском полуострове. Он писал: "Корень всех обще­ ственно-экономических бедствий... массовое невежест­ во!.. Открывая везде, где только возможно, училища, не стесняясь малолюдством поселков, можно за десять лет сделать то, чего другими средствами совсем невозмож­ но достигнуть... Школа, и только одна школа, поднимет население до стремления коренным образом изменить бытовые условия: лопарей она заставит переменить кочевой образ жизни на более оседлый, вести более рационально оленеводство и промыслы, устроить по- человечески свое жилье, у колонистов-промышленников школа возбудит желание изведать новые пути в мор­ ских промыслах..." Считал, что для образования и воспитания насе­ ления Мурмана "нужны пастыри, сильные духом и ве­ рою". А в роли проповедников нередко выступают лица "опороченные, судившиеся за противозаконные поступки и безнравственную жизнь" (Мухин А. А. О Мурмане и Лапландии. Архангельск, 1910. С. 31). НОХРИН АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ С 1897 по 1900 г. работал в Поное. Переведен учите­ лем в Кильдинский погост. Оттуда писал в Архангель­ ский епархиальный училищный совет, что "во всем Ло­ парском погосте нет ни одного умеющего как-нибудь написать не только письмо, но и даже записи простого содержания". О методах воспитания сообщал, что "уче­ ник за сильный крик был поставлен на час на колени и на час после уроков...". И далее: "Дети плохо отно­ сятся к учению, не боятся своего учителя и делают ему досаждения... ученик Григорьев уличен в пьянстве и курении табака, поставлен на колени, но ответил "не встану", дерзко и с насмешкой бросил книги и ушел из школы" (ГАМО, ф. 121, 132, 133). ОЛЬШАНСКАЯ 3. В. В начале XX в. работала учителем в Нотозерской школе. Рассказывала о трудностях преподавания так: "Ставя своей первой задачей обучить детей русскому языку, я запрещала им разговаривать в школе на своем наречии. Это значительно ускорило процесс овладения русской разговорной речью. Я иногда беседовала с родителями-лопарями, дети которых обучались в школе, и просила их, чтобы они дома с ребятами говорили по-русски, но добиться этого мне не удалось. Лопари заявляли, что лопарский язык для них родной, близкий, что, говоря на нем, им легче понять друг друга" (Базанов А. Г., Казанский Н. Г. Школа на Крайнем Севере. Л.: Учпедгиз, 1939. С. 139). ПИРОГОВА О. В 1901-1916 гг. учительница в с. Оленица. ПЛОТНИКОВ Первый учитель в пос. Умба (1893/94 уч. г.). ПОЛИКИН ПЕТР Монах Печенгского монастыря, учил детей в Баркин- ской школе. В 1902 г. писал, что ребята ленивы и непо­ слушны, "одному с тремя отделениями учить трудно, тем более что в настоящее время запрещено наказы­ вать детей за неисправности и шалости" (Ушаков И. Ф. Кольская земля: Очерки истории Мурманской области в дооктябрьский период. Мурманск, 1972. С. 461). ПОПОВ АЛЕКСАНДР Протоиерей. Преподаватель Закона Божьего в Коль­ ской школе в начале века. ПОПОВА СЕРАФИМА КОНСТАНТИНОВНА Окончила гимназию с золотой медалью. С 1906 по 1917 г. работала в школе пос. Лесного. РЕЗАНОВА А. А. Дочь псаломщика, закончила Архангельское епархи­ альное училище. Около 40 лет работала учителем в школах Терского р-на. Обучила грамоте несколько поколений детей. Пользовалась огромным авторитетом 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz