Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
Значительно расширены полномочия муниципальных органов управления образованием, раздвину лись рамки автономии образовательных учреждений. Ушла в прошлое монополия государства на финансирование образования. Все больше учреждений переходит на многоканальное финансирование. Изменения в образовании выдвинули новые требования к профессиональным качествам и уровню квалификации педагога. Потребовалась коренная перестройка сложившейся в области системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. В пединституте и педагогическом училище за последние годы более чем в два раза увеличилось количество направлений (специальностей), по которым осуществ ляется подготовка педагогических работников. Институт усовершенствования учителей реорганизован в учреждение дополнительного профессионального образования - Мурманский областной институт повыше ния квалификации работников образования. В институте созданы различные кафедры, к обучению учителей привлечены преподаватели, имеющие ученые степени и звания. Городские и районные методкабинеты ре организованы в информационно-методические центры. По данным областного управления статистики, на начало 1998/99 учебного года в области действова ло 268 государственных общеобразовательных школ, в том числе 251 дневная и 17 вечерних (в 1997/98 учебном году - соответственно 257 и 17). В них занималось 160,8 тыс. учащихся, в том числе в дневных школах - 155,9, в вечерних - 4,9 тысяч. Кроме того, функционировала одна негосударственная школа на чального общего образования в г. Мурманске. Сократилось число государственных школ, работающих в две смены. Удельный вес учащихся, занимающихся во вторую смену, в целом по области составил 26% процентов против 29% на начало 1997/98 учебного года. Прекращены занятия учащихся в третью смену. На начало 1998/99 учебного года в области функционировали 2 государственных высших, 11 государ ственных средних специальных учебных заведений (в том числе 7 колледжей) и 15 филиалов государствен ных высших и средних специальных учебных заведений с дневной и вечерней формами обучения. Числен ность студентов, обучающихся по программам высшего и среднего профессионального образования, соста вила соответственно 11,2 и 10,3 тыс. человек. В государственные вузы было принято 3005 человек, что на 4% больше, чем год назад, в государственные средние специальные учебные заведения - 3996 человек (больше на 14%). Вузами подготовлено 1103 специалиста (на 3% больше, чем в 1997 г.), средними специ альными учебными заведениями - 2690 специалистов (также на 3% больше). Кроме того, подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием осуще ствляли 3 негосударственных высших учебных заведения, численность студентов в них составила 1840 че ловек. В эти данные не входят сведения по филиалам и отделениям государственных и негосударственных высших и средних учебных заведений, действующих на территории области, но не прошедших аттестацию. Несмотря на кризисные явления в образовании, творческая жизнь в педколлективах продолжается. Появляются все новые адреса передового педагогического опыта, выявляются новые имена талантливых педагогов, руководителей образовательных учреждений и органов управления образованием. Педагогический потенциал области наращивается. Система образования продолжает развиваться.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz