Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

Высокими были темпы строительства школ и детских дошкольных учреждений. За период с 1950 по 1980 г. было построено школ на 121045 ученических мест, детских садов на 63000 мест. Самые высокие объемы строительства учреждений просвещения были в VII пятилетке. В период с 1961 по 1965 г. построено школ на 39264, детских садов - на 13919 мест. Изменилась сеть учреждений просвещения. Если в 1940 г. было 94 начальные школы и 32 средние, то к 1980 г. - соответственно 27 и 148. Детских дошкольных учреждений стало больше в три раза. Число школьников в 1980 г. составило 134460, в дошкольных учреждениях воспитывалось 73248 детей. По-прежнему основной задачей школы было осуществление всеобуча. Органы управления образова­ нием вели учет детского населения, строго спрашивали с директоров школ и классных руководителей за каждого выбывшего из школы. С каждым годом рос образовательный уровень педагогических кадров, совершенствовалось мастер­ ство учителей и воспитателей. В конце 80-х гг. в школах области работал 71 заслуженный учитель школы РСФСР, 74 были награждены значком “Отличник просвещения СССР”, 1376 - значком “Отличник народного просвещения”, 213 - орденами и медалями. В начальных классах 43,5% учителей имели высшее образование. А в 4-10 кп. по основным предме­ там работали учителя только с высшим педагогическим образованием. По этим показателям наша область была одной из первых в РСФСР. Одним из важнейших достижений системы образования нашего государства к 1980 г. явилось осуще­ ствление всеобщего среднего образования. В 1980/81 учебном году в области более 99% выпускников 9 кл. продолжали получать среднее образование в 10 кп. школ, в техникумах, профессионально-технических учи­ лищах, вечерних и заочных образовательных учреждениях. Продолжало расти число учащихся в школах. Если в 1980 г. в области было 134460 школьников, то в 1982 - уже 143286. Начало 80-х гг. отмечено замедлением темпов школьного строительства. За период с 1976 по 1980 г. введены в строй школы на 19956 мест, за пять лет - с 1981 по 1985 г. - был запланирован рост на 10988 мест. В 1981 г. было построено школ на 3328 ученических мест, в 1982 г. -только на 2988, а в 1983 г - на 2672. Еще более резко сократилось строительство детских дошкольных учреждений. В то же время по­ требность в школьных помещениях не уменьшалась. Во вторую смену занималось более 30% учащихся К 1980 г. в области существовала довольно широкая сеть учреждений начального профессионального образования. Действовало 23 профессионально-технических училища, в них обучалось 11107 человек. О том, как росла система профессионального образования, свидетельствуют такие данные. Если в 1970 г. в училищах обучалось 6385 человек, то в 1983 - 12227. Надо иметь в виду, что в эти годы многие молодые люди получали профессиональную подготовку непосредственно в общеобразовательной школе. В 1983 г. таких учащихся в 9-11 классах было 6812. А всего народное хозяйство области в 1983 г. получило из учеб­ ных заведений около 8000 рабочих массовых профессий. Начало 90-х гг. характеризуется острой борьбой за власть. В результате роспуска КПСС в учреждени­ ях образования прекращается деятельность пионерских и комсомольских организаций. Меняются многие концепции образования и воспитания детей. В педагогическом обиходе, в содержании деятельности школы прочно закрепляются такие понятия, как уникальность личности ребенка, гуманизация, демократизация управления и обучения, диалоговая педагогика, педагогика успеха и т. д. В 1992 г. принят Закон Российской Федерации “Об образовании”. Открылась новая страница в истории образования в Мурманской области. Появились негосударственные образовательные учреждения; началась дифференциация общеобразовательных школ; частично изменилось содержание образования; в учебные планы и программы введен национально-региональный компонент; учителя получили свободу в выборе методов и приемов работы, а школа - право выбора учебных программ; устанавливается минимум содержа­ ния образования как первая ступень перехода на государственный стандарт общего образования. Важным явлением в системе образования области стало открытие инновационных образовательных учреждений, сделавшихся своеобразными творческими педагогическими лабораториями. В Мурманске это 3 лицея: по­ литехнический, экономический, юридический (директора Т. В. Шовская, В. А. Филимонов, Е. М. Плетнева), 8 гимназий (директора А. А. Шошин, А. П. Ванчикова, Н. А. Петрова, Е. М. Сергеева, Г. Г. Круглова, А. Г. Пет­ ров, В. М. Письменная, В. Ф. Цогоева), 5 профессиональных лицеев (директора А. К. Глухов, Г. С. Шатило, Г. Г. Савилов, Т. А. Черекун, А. Л. Мешков); гимназии в Мончегорске (директор Г. М. Медынская), Апатитах (директор М. А. Иванов), Североморске (директор 3. В. Острикова), Кировске (директор Е. Н. Дубинская). В области организовано 872 класса в 62 школах с углубленным изучением отдельных предметов и 245 профильных классов на III ступени обучения. Существенные изменения произошли в управлении образованием. Развитие образовательной систе­ мы осуществлялось на основе комплексно-целевых программ. Первая была разработана на период с 1993 по 1997, вторая - с 1998 по 2001 г. Изменились формы государственного контроля за деятельностью обра­ зовательных учреждений. Введены учредительство, лицензирование, аттестация и государственная аккре­ дитация учреждений образования. Прочно вошла в практику дифференцированная система оплаты педаго­ гического труда. Важным элементом этой системы стала аттестация педагогических и руководящих кадров государственных и муниципальных образовательных учреждений. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz