Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Период 50-70-х гг. в истории нашего государства характеризуется неустойчивыми тенденциями в об­ щественно-политической и социально-экономической жизни. Пики подъемов сменялись периодами тормо­ жения, кризисными ситуациями. Все это отражалось на профессиональной деятельности учителей, стиму­ лируя или сковывая их творческую активность, инициативу, научный поиск Сложно шел процесс очищения духовной жизни общества, в том числе и школы, от влияния культа личности Сталина. Новое слово в педагогической науке не поощрялось, деятельность талантливых ученых замалчивалась. Практиковалось бесцельное административное вмешательство в педагогический процесс Уроки требовалось строить по строго определенной схеме. Снизилась роль педсоветов. Единообразие уси­ ленно навязывалось сверху, об экспериментах в школе не могло быть и речи Но уже в конце 50-х гг. на волне общественного подъема появились предпосылки для создания аль­ тернативной официальному курсу гуманистической педагогики. Мурманское учительство активно поддерживало поиски и инициативы липецких, казанских, ростовских учителей. Реформа образования 1958 г. отвечала надеждам и чаяниям учителей; она хотя и не отменяла, но осложняла регламентацию деятельности школы. Именно в этот период в области появились учителя и руко­ водители образования - сторонники новой прогрессивной педагогики. Прежде всего Михаил Андреевич По­ годин - директор ср. школы г. Полярного. В 1955 г. его опыт по созданию и сплочению школьного коллектива был одобрен областным отделом образования и рекомендован для внедрения в практику работы всех школ области. Затем Ольга Федоровна Супрун - директор школы № 38 г. Мурманска, Алексей Павлович Шуми­ лов - директор ср. школы в пос. Ревда, позже - в пос. Зеленоборском, Галина Михайловна Медынская - ди­ ректор школы № 5 г. Мончегорска, Фетта Ильинична Семенова - директор ср. школы № 1 г. Ковдора, Неони­ ла Федоровна Стекпова - директор ср. школы № 12 г. Мурманска, Александр Александрович Верещагин и Алина Матвеевна Красильникова - директора школы № 1 г. Североморска, Тамара Ивановна Аристова - директор Корзуновской ср. школы и другие, заложившие основы своеобразной системы организации учебно- воспитательного процесса. Подлинными творческими лабораториями стали уроки учителей супругов Нико­ лаевых (г. Кандалакша), Зои Ивановны Кириенко, Натальи Григорьевны Вайгиной, Анны Александровны Мелкиседикянц (г Мурманск), Людмилы Николаевны Подгорной (г. Мончегорск) Именно в эти годы зародился опыт учителей области по привлечению ученических организаций к ак­ тивизации образовательного процесса на уроке. Страстным пропагандистом и организатором его внедрения явился М. А. Погодин, ставший директором института усовершенствования учителей Движение учительства называлось “Ученические организации в борьбе за знания". Впоследствии оно получило всесоюзное при­ знание и было проанализировано в книге М. Д. Виноградовой и И Б. Первина "Коллективная познаватель­ ная деятельность”. Много изменений внес закон “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии систе­ мы народного образования в СССР”, принятый в декабре 1958 г. Верховным Советом СССР Закон устано­ вил, что полное среднее образование будут давать не только общеобразовательные, но и средние профес­ сиональные учебные заведения. Широкое развитие получило заочное и вечернее обучение. В 1955 г. в Мурманске открылось высшее инженерное морское училище, учительский институт был реорганизован в педагогический В 1960 г. в России создается Педагогическое общество. Председателем Мурманского отделения педобщества был избран М. А. Погодин. В этом же году появились первые школы с продленным днем (ср. школа в пос. Ревда, школы № 3, 36, 44 в г. Мурманске). Резко возросло число групп продленного дня. В 1956 г. возникли первые школы-интернаты. Первой была Зеленоборская, затем - в Оленегорске, Кандалакше, Мурманске, Ловозере, Африканде, Апатитах, в г. Тихвине Ленинградской и в г. Покрове Влади­ мирской области Постановлением ЦК КПСС и Советов Министров СССР (ноябрь 1966 г.) была поставлена задача к 1970 г. завершить в основном переход подрастающего поколения ко всеобщему среднему образованию. В 1969 г. началось преобразование профессионально-технических учебных заведений в профессио­ нально-технические училища с 3-4-летним сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz