Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.
ОБРАЗОВАНИЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА Период 50-70-х гг. в истории нашего государства характеризуется неустойчивыми тенденциями в об щественно-политической и социально-экономической жизни. Пики подъемов сменялись периодами тормо жения, кризисными ситуациями. Все это отражалось на профессиональной деятельности учителей, стиму лируя или сковывая их творческую активность, инициативу, научный поиск Сложно шел процесс очищения духовной жизни общества, в том числе и школы, от влияния культа личности Сталина. Новое слово в педагогической науке не поощрялось, деятельность талантливых ученых замалчивалась. Практиковалось бесцельное административное вмешательство в педагогический процесс Уроки требовалось строить по строго определенной схеме. Снизилась роль педсоветов. Единообразие уси ленно навязывалось сверху, об экспериментах в школе не могло быть и речи Но уже в конце 50-х гг. на волне общественного подъема появились предпосылки для создания аль тернативной официальному курсу гуманистической педагогики. Мурманское учительство активно поддерживало поиски и инициативы липецких, казанских, ростовских учителей. Реформа образования 1958 г. отвечала надеждам и чаяниям учителей; она хотя и не отменяла, но осложняла регламентацию деятельности школы. Именно в этот период в области появились учителя и руко водители образования - сторонники новой прогрессивной педагогики. Прежде всего Михаил Андреевич По годин - директор ср. школы г. Полярного. В 1955 г. его опыт по созданию и сплочению школьного коллектива был одобрен областным отделом образования и рекомендован для внедрения в практику работы всех школ области. Затем Ольга Федоровна Супрун - директор школы № 38 г. Мурманска, Алексей Павлович Шуми лов - директор ср. школы в пос. Ревда, позже - в пос. Зеленоборском, Галина Михайловна Медынская - ди ректор школы № 5 г. Мончегорска, Фетта Ильинична Семенова - директор ср. школы № 1 г. Ковдора, Неони ла Федоровна Стекпова - директор ср. школы № 12 г. Мурманска, Александр Александрович Верещагин и Алина Матвеевна Красильникова - директора школы № 1 г. Североморска, Тамара Ивановна Аристова - директор Корзуновской ср. школы и другие, заложившие основы своеобразной системы организации учебно- воспитательного процесса. Подлинными творческими лабораториями стали уроки учителей супругов Нико лаевых (г. Кандалакша), Зои Ивановны Кириенко, Натальи Григорьевны Вайгиной, Анны Александровны Мелкиседикянц (г Мурманск), Людмилы Николаевны Подгорной (г. Мончегорск) Именно в эти годы зародился опыт учителей области по привлечению ученических организаций к ак тивизации образовательного процесса на уроке. Страстным пропагандистом и организатором его внедрения явился М. А. Погодин, ставший директором института усовершенствования учителей Движение учительства называлось “Ученические организации в борьбе за знания". Впоследствии оно получило всесоюзное при знание и было проанализировано в книге М. Д. Виноградовой и И Б. Первина "Коллективная познаватель ная деятельность”. Много изменений внес закон “Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии систе мы народного образования в СССР”, принятый в декабре 1958 г. Верховным Советом СССР Закон устано вил, что полное среднее образование будут давать не только общеобразовательные, но и средние профес сиональные учебные заведения. Широкое развитие получило заочное и вечернее обучение. В 1955 г. в Мурманске открылось высшее инженерное морское училище, учительский институт был реорганизован в педагогический В 1960 г. в России создается Педагогическое общество. Председателем Мурманского отделения педобщества был избран М. А. Погодин. В этом же году появились первые школы с продленным днем (ср. школа в пос. Ревда, школы № 3, 36, 44 в г. Мурманске). Резко возросло число групп продленного дня. В 1956 г. возникли первые школы-интернаты. Первой была Зеленоборская, затем - в Оленегорске, Кандалакше, Мурманске, Ловозере, Африканде, Апатитах, в г. Тихвине Ленинградской и в г. Покрове Влади мирской области Постановлением ЦК КПСС и Советов Министров СССР (ноябрь 1966 г.) была поставлена задача к 1970 г. завершить в основном переход подрастающего поколения ко всеобщему среднему образованию. В 1969 г. началось преобразование профессионально-технических учебных заведений в профессио нально-технические училища с 3-4-летним сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих со средним образованием. 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz