Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

ЧЕРНАЯ РАИСА ДЕМЬЯНОВНА (1939) Родилась в Мордовской АССР. Окончила Мурманское педучи­ лище, в 1968 г. без отрыва от про­ изводства - Ленинградский гос. пединститут им. А. И. Герцена по специальности "Преподаватель педучилища". Работает в г. Оленегорске. Про­ шла все ступени педагогической деятельности - воспитатель детско­ го сада, методист, зав. детским садом, ведущий инспектор- методист по дошкольному воспита­ нию управления образования администрации г. Олене­ горска. Педагогическую деятельность успешно совмещала с работой в музыкальной школе, была активной участни­ цей городской художественной самодеятельности, об­ щественной жизни. Одаренный, высококомпетентный педагог и организа­ тор дошкольного образования. Обладает большим опы­ том, огромной работоспособностью, трудолюбием, вдумчиво подходит к решению проблем, связанных с обучением и воспитанием детей, применяет для этого оптимальные методы. Внесла большой вклад в развитие и совершенство­ вание дошкольного образования в городе. Под ее руководством дошкольные учреждения целе­ направленно работают над вопросами охраны и укреп­ ления здоровья, улучшения условий физического разви­ тия детей, в них постоянно снижается количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни. При ее активном участии открыто 26 специализиро­ ванных групп для детей, нуждающихся в коррекции пси­ хического и физического развития В Оленегорске ус­ пешно работают единственные в области ясли-сад, при­ меняющие методику М. Монтессори. С ее помощью дошкольные учреждения города осу­ ществляют дифференцированный подход к обучению и воспитанию детей с учетом их здоровья, интересов, способностей, начали ориентироваться на удовлетворе­ ние спроса населения. В них созданы оптимальные ус­ ловия для организации жизни и развития детей: открыты дополнительные физкультурные и тренажерные залы, студии для театральной и изобразительной деятельно­ сти, комнаты для ручного труда, так называемая кресть­ янская изба, где можно познакомиться с бытом людей XIX века. Все дошкольные учреждения города имеют особен­ ности в оформлении: свое лицо, почерк. В каждом соз­ даны условия, необходимые для воспитания детей. Награждена медалями "За доблестный труд. В озна­ менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", "Ветеран труда", значком "Отличник просвещения СССР". ЧУДИНОВА НИНЕЛЬ ВИТАЛЬЕВНА (1934) Трудовую деятельность начала учителем математики Побединской школы в Сахалинской обл. В г. Мурманске с 1956 г. Работала учителем математики, зам. директора по учебно-воспитательной работе в ср. школе № 34. Школа являлась базовой для Мурманского областного ин-та усовершенствования учителей, была первой во многих начинаниях: во внедрении кабинетной системы обуче­ ния, липецкого опыта, обучения иностранному языку со 2 кл., в охране здоровья детей, организации летнего отдыха учащихся, в работе по теме "Ученические орга­ низации в борьбе за знания". Проводила на базе школы городские, областные и всесоюз­ ные семинары для руководителей образования. В течение 9 лет работала зам. зав. Мурманским гороно. Помога­ ла руководителям школ и учите­ лям овладевать передовыми формами и методами обучения и воспитания детей, совершенст­ вовать уроки, выполнять Закон о всеобуче. Создала эффектив­ ную систему контроля за учебно-воспитательной рабо­ той, знаниями учащихся. Организовала внедрение новых программ по математике и физике. Создала городской совет учителей математики. Проводила семинары для директоров, зав. учебной частью, учителей математики, физики, химии, трудового обучения. В городе было изжи­ то второгодничество как массовое явление С 1974 г. - председатель обкома профсоюза работни­ ков просвещения, высшей школы и научных учреждений. Широко использовала возможности профсоюза по защи­ те прав, охране труда, организации отдыха работников образования, контроля за соблюдением техники безо­ пасности. Обком профсоюза был организатором социа­ листического соревнования "За лучшую подготовку школ, детских дошкольных и внешкольных учреждений к ново­ му учебному году, за повышение уровня учебно- воспитательной работы" между городами и районами Мурманской обл. и с Карельской АССР Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством” II степени, значками "Отличник народного просвещения", "Отличник просвещения СССР", знаком ВЦСПС "За ак­ тивную работу в профсоюзе". ШАБАНОВА РАЯ МИХАЙЛОВНА (1935-1996) С 1958 г. работала учителем физики школы № 19, с 1968 - зам. директора по учебно-воспитатель- ной работе школы № 10, с 1973 по 1992 г. - директором ср. школы № 35 г. Мурманска. Создала в школе № 35 творче­ ский коллектив, который под ее руководством добился высоких показателей в учебно-воспита- тельной работе: более 40% уча­ щихся успевали на "4" и "5", 85% выпускников ежегодно поступали в вузы, пионерская дружина была правофланговой, ком­ сомольская организация - одной из лучших в городе, отличником проведения Ленинского зачета. В школе ежегодно проходили слеты читателей газеты "Комсо­ мольская правда", с успехом осуществлялось идейно­ политическое и военно-патриотическое воспитание, организовывалось социалистическое соревнование по подготовке к новому учебному году. Одной из первых в области создала кабинетную сис­ тему, в полной мере реализовала программу всеобуча, успешно руководила просвещением родителей. Органи­ зовала эффективную методическую службу, систему контроля, результатом которой явилось стабильное качество обучения, добилась отсутствия текучести кад­ ров, создала творческий микроклимат в коллективе. Была членом президиума обкома профсоюза работ­ ников просвещения, секретарем партийной организации школы. Заслуженный учитель школы РСФСР. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz