Педагогическая энциклопедия Мурманской области, ХХ век. История в лицах / [авт.-сост. В.П. Манухин и др.] ; Ком. по образованию администрации Мурм. обл., Мурм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : Пазори, 2001. - 256,[2] с.: портр.

с учетом школ Александровского уезда, железнодорожных школ г. Кандалакши и окрестностей (Народное хозяйство Мурманской области: Стат. сб. Мурманск, 1957. С. 79). Средних школ не было Начальные шко­ лы представляли собой малочисленные учебные заведения, как правило, не имели своего здания и разме­ щались в приспособленных арендуемых помещениях. Лучшее школьное здание было в Коле. Кроме этого Кольская школа имела некоторый набор учебно-наглядных пособий: коллекцию географических карт и кар­ тин с сюжетами отечественной тематики, "волшебный" фонарь, небольшую библиотеку и пианино (Андриа- нов-Верхнев М. И. Развитие народного образования в Мурманской области за годы Советской власти. Мур­ манск, 1967). РОДИТЕЛИ - ПЕРВЫЕ ПЕДАГОГИ На Кольском полуострове во многих поморских селах и становищах оленеводов школ не было. Обуче­ ние грамоте, народным ремеслам осуществлялось в семье. Родители были первыми, а порой и единствен­ ными педагогами, поэтому оценивать уровень образованности и воспитанности населения нашего края только по количеству школ, учащихся и учителей не следует. Грамотность поморского населения на Мурма- не была выше, чем на других территориях Российской империи. Об этом свидетельствуют надписи, остав­ ленные в различных местах промысла, и многочисленные материалы исследователей Севера XIX и начала XX века (Буторина Т. С. Своеобразие народной педагогики поморцев // Советская педагогика. 1989. № 7; Лихачев Д. С., Янин В. Л. Русский Север как памятник отечественной и мировой культуры // Коммунист. 1986. № 1; Гемп К. П. Сказ о Беломорье. Архангельск, 1983). По результатам общероссийской переписи 1898 г. в Кольском уезде насчитывалось 9183 жителя, из них грамотных - 2624. Грамотность людей от 9 лет и старше в целом по уезду составляла 36%, а по г. Коле - 52%. Общероссийский уровень грамотности населения в возрасте от 9 до 49 лет равнялся 28,4%. Однако в саамских погостах грамотных было только 5% (Ушаков И. Ф. Кольская земля: Очерки истории Мурманской обл. в дооктябрьский период. Мурманск, 1972. С. 467). Высокий уровень грамотности среди поморов можно объяснить социально-экономическими условия­ ми, которые сложились на побережьях Белого и Баренцева морей. Занятия рыболовством, зверобойным промыслом, контакты с иностранцами требовали умения читать и писать, особенно от мужчин и сельских жителей. В семьях на Терском берегу было немало рукописных книг гражданского и церковного содержания. Привозили их из Архангельска и Холмогор, распространяли монастыри. Важную роль в просвещении играло устное народное творчество. Старинные села Терского и восточ­ ной части Мурманского берега в начале века были уникальной кладовой русской отечественной культуры, и мы чувствуем это до сих пор. Здесь сохранились былины киевского и новгородского циклов, старинная песенная культура. Педагогический опыт народа отразился и сохранился в устном творчестве, обычаях, обрядах, заба­ вах, детских играх, игрушках и т. п. Основу поморской народной педагогики составляли воспитательные традиции, которые служили средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта и духовных ценно­ стей. Примеры таких традиций общеизвестны. Это уважительное отношение к старшим, соседям, членам семьи, взаимовыручка, взаимоподдержка. Ценились также трудолюбие, любовь к родному краю, честность, смелость, сила, ловкость, коллективизм, гуманное отношение к другим. Традиции формировались под влиянием общества и среды, в которой находились люди. Главой се­ мьи был отец, он обладал большой властью. Как отец, так и мать поддерживали в доме тишину и порядок. Молчаливое послушание и подчинение воле родителей были обязательными в поморских семьях. Из поко­ ления в поколение сохранялись добрые связи с близкими и дальними родственниками. Дети приобщались к труду взрослых чуть ли не с шестилетнего возраста. УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ И ПЕДАГОГИ КОНЦА X IX - НА ЧАЛА XX века В Понойской, Тетринской, Териберской, Пазрецкой, Кильдинской церковно-приходских школах все предметы вели священники. В Ковдской - псаломщик. В Варзужской, Нотозерской, Сонгельской работали наемные учителя. Закон Божий преподавали священники, а пение, как правило, - псаломщики. Подготовку учителей осуществляли учебные заведения Архангельска. Например, епархиальное жен­ ское шестиклассное училище выпускало домашних учителей. Это были в основном выходцы из низшего духовенства. Работали в школах и выпускники Архангельской гимназии, Кемского училища. Важную роль в обеспечении школ профессиональными педагогическими кадрами сыграла первая на полуострове Кольская школа, открытая в 1839 г. Окончив ее, многие уезжали на учебу в Архангельск и полу­ чали там профессию учителя. Выпускницы Кольской школы Екатерина Иевлева, Серафима Синякова, Ольга Попова работали в Пулозере, Териберке, Кильдинском погосте, Коле. Квалификацию учителя повышали в Архангельске или в Москве. Среди прогрессивно настроенных учителей, дающих детям хорошее гражданское образование, в отчетах Архангельского училищного совета начала XX в. упоминаются В. П. Постников, И. И. Иойлев, А. Д. Холзаков. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz