Манухин, В. П. Проблемы развития системы образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев].- Мурманск, 2013. - С. 326-331.

В.П. Манухин ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Кольском Заполярье создана и продуктивно действует своеобразная система образо­ вания, она рассматривается как важнейший фактор прогресса региона, ста­ новится основой динамичного экономического роста, социального разви­ тия, благополучия граждан и безопасности страны. В становлении и развитии системы образования на Кольском полу­ острове как в зеркале отражаются явления и события, имеющие место в экономике, культуре и социальной сфере края. Бурное развитие производ­ ства и освоения природных богатств Севера в XX веке обусловили высо­ кие темпы становления и развития образования. В то же время, проблемы, возникающие в экономике и социальной сфере края, болезненно сказыва­ лись на образовании. О том, как это отражается на состоянии образования в Мурманской области, убедительно свидетельствуют результаты мониторинга процесса модернизации образования, широко освещаемые в средствах массовой ин­ формации. Рассмотрим основные проблемы, которые приходится решать в настоящее время в системе регионального образования. Проводимые в процессе модернизации образования нововведения в Мурманской области пока не затронули основной массы работников си­ стемы образования. Для некоторых из них нововведение не стали актуаль­ ной задачей, превратились в ожидание перемен, проводимых органами власти. Это не позволяет обеспечить массовую поддержку инноваций как генеральный курс системы образования. Процесс модернизации системы образования проходит лишь началь­ ную стадию. Проблемы, появляющиеся на его пути, ни в коем случае не свидетельствуют о снижении темпов развития образовательной сферы ре­ гиона. Ее поступательное движение с каждым годом ускоряется. Об этом свидетельствуют итоги подготовки образовательных организаций к 2011-2012 учебному году и итоги его завершения. На территории Мурманской области не зарегистрировано объектов образования, находящихся в аварийном состоянии. Тем не менее, школы и детские сады расположены в зданиях с высокой степенью изношенности основных фондов (79% школ построено до 1980 года), недостаточно при­ способлены к организации учебно-воспитательного процесса с учетом со­ временных требований. Сложно и медленно идет адаптация образовательных организаций к новой системе экономических и нормативно-правовых отношений. 326

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz