Манухин, В. П. Проблемы развития системы образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев].- Мурманск, 2013. - С. 326-331.

Несовершенна сегодня организация внутришкольной жизни детей из-за профессиональной несостоятельности некоторых педагогических ра­ ботников, несоответствия материально-технических условий для органи­ зации внеклассных и внешкольных занятий современным требованиям к образовательным учреждениям, отсутствия системного подхода к управ­ лению образованием на местном уровне. Проблемой является неравномерность размещения по территории области образовательных организаций. В ряде территориальных образова­ ний нет учреждений, обеспечивающих повышенный уровень образования. В Кандалакше, Оленегорске, Ковдоре, Печенгском районе нет гимназий и лицеев. Существующие в областном центре лицеи и гимназии не располага­ ют возможностями принимать на обучение детей из отдаленных населен­ ных пунктов, нет пришкольных интернатов, которые хорошо себя показа­ ли в решении задач всеобуча в середине прошлого века. В Мурманской области не развита сеть учреждений образования, в которых обучение сочетается с лечением. Имеется одно учреждение типа санаторно-лесных образовательных школ. Недостаточно специализиро­ ванных образовательных учреждений для обучения детей с хроническими заболеваниями, целого ряда категорий детей с ограниченными возможно­ стями (с заболевания опорно-двигательного аппарата, сколиозом). Органи­ зация специальных классов для детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями проблему в целом не решает. Весьма ограничена база для летнего отдыха и оздоровления детей. Строительство лагерей в области практически не ведется уже более 40 лет. Аренда баз на других территориях затратна и малоэффективна. Сеть учреждений и организаций дополнительного образования раз­ вивается однобоко. Их деятельность носит в основном развлекательный характер. Весьма ограничены возможности вовлечения детей в техниче­ ское творчество, общественно полезный труд, опытно-юннатскую, приро­ доохранную, экскурсионно-туристскую и физкультурно-спортивную дея­ тельность. В области разрушена существующая в XX система научно- методического обеспечения дополнительного образования детей (переста­ ли выполнять эту функцию станции юных техников, натуралистов, тури­ стов и др.). Не соответствует современным требованиям и сложившаяся в насто­ ящее время в области система научно-методического обеспечения педаго­ гических кадров области. В последние годы ухудшились условия обучения педагогов в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры. В 2005 году в Мурманском государ­ ственном гуманитарном университете ликвидирован факультет повышения квалификации руководителей образования, отсутствует региональное пе­ 329

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz