Манухин, В. П. Проблемы развития системы образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев].- Мурманск, 2013. - С. 326-331.

отличается узко прагматической направленностью: ее практическая цель - достижение компетентности по ряду школьных предметов, т.е. формиро­ вание квалифицированного робота, но не личности. Оценка состояния учебно-воспитательной деятельности педагогиче­ ских коллективов (результаты ЕГЭ и контрольных инспекторских прове­ рок) показывают позитивные изменения, произошедшие в последние годы, и в то же время выявляют недостатки в обеспечении доступности и повы­ шения качества образования. Доля школьников, обучающихся в образовательных учреждениях, отвечающим основным требованиям к инновационным образовательным учреждениям, составляет 70%. Медленно сокращается число неуспевающих детей. За последние пять лет уменьшение составило всего 0,5%. Дополнительные образовательные услуги, по данным Министерства образования и науки Мурманской области, получают на базе школ только 60% обучающихся. Не решена проблема интеграции обучения и воспитания детей с про­ блемами развития в общеобразовательных школах. В специально создан­ ных классах занимается 48% таких детей. Только11% детей благодаря компьютеризации имеют возможность получать образование дистанционно. Требует дальнейшего совершенствования и сложившаяся в области система поддержки талантливых детей и молодежи. В основном все сво­ дится к проведению многочисленных акций, мало в образовательных учреждениях детских и молодежных научных объединений, обществ, клу­ бов. В содержании образования и направленности учебно- воспитательного процесса на решение приоритетных проблем социализа­ ции подрастающего поколения снижена ответственность образовательных организаций за результаты воспитания. В образовательных учреждениях обострилось положение с трудовым воспитанием детей и молодежи (со­ кратились учебные программы, не популяризируется общественно полез­ ный труд, самообслуживание и т.п.). Не уделяется необходимого внимания и духовно-нравственному, патриотическому воспитанию. На волне деидеологизации образования за­ быты и ошибочно выброшены их практики многие эффективные формы, методы и средства воспитания, принижена роль детского коллектива в воспитании, нет необходимой педагогической и административной под­ держки детских самодеятельных организаций и движений. Четко не определена и позиция педагогического сообщества во вза­ имодействии светской системы воспитания с отдельными позитивными элементами церковной педагогики. 328

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz