Манухин, В. П. Проблемы развития системы образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев].- Мурманск, 2013. - С. 326-331.

Модернизация образования Мурманской области совпала по времени с рядом демографических проблем, особенно остро проявившихся в Запо­ лярье, некоторые из них связаны и с реформой Вооруженных сил (смена собственников образовательных организаций, текучесть педагогических кадров, потеря управляемости образовательных учреждений, разрушение отлаженной системы ресурсного обеспечения жизнедеятельности органи­ заций). За последние годы сокращается число работающих в сфере образо­ вания. В 2006 году было 46,5 тыс. человек, в 2009 стало 34,2 тыс. человек. Подобная ситуация складывается и среди педагогических и руководящих работников системы образования: в 2006 году их было 22,2 тыс., в 2009 - 15,3 тыс. человек. Сложной проблемой остается значительная неравномерность как по срокам, так и по глубине и качеству проводимых преобразований террито­ рий Кольского Заполярья, что в решающей степени определяется суще­ ственными различиями в уровнях их социально-экономического развития. Наиболее трудно решаются проблемы образования в Ловозерском, Тер­ ском, Печенгском районах и на отдельных закрытых территориях. Состояние системы управления образованием и принимаемые меры по ее модернизации на региональном и муниципальном уровнях не всегда обеспечивают ожидаемые результаты. Существующая система образова­ ния не обеспечивает разностороннее развитие детей и молодежи в соответ­ ствии с возрастающими требованиями к человеку, живущему в Заполярье. Только 58% обучающихся в общеобразовательных учреждениях получают дополнительное образование. В Заполярье значительно выше, чем в других регионах России, за­ траты на создание и развитие материальной базы образования. Природно- климатические условия предъявляют повышенные требования к зданиям и сооружениям (отопление, освещение, водоснабжение, обустройство), в ко­ торых осуществляется учебно-воспитательный процесс. Здесь более высо­ кие и жесткие требования к соблюдению санитарных норм и правил. Здесь быстрее идет процесс старения и обветшания зданий. Дополнительные требования Заполярье предъявляет к инфраструк­ туре системы образования. Для реализации образовательного стандарта по ряду программ требуется создание дополнительных условий: школьной теплицы, оборудованных спортивных площадок, второго спортивного за­ ла, крытых площадок для игр, прогулок и другого проведения свободного времени детей, помещения для просушивания одежды, базы для летнего каникулярного отдыха и оздоровления детей. Образовательные учреждения Мурманской области ныне утратили многие достоинства, свойственные им в конце XX века. При этом инфор­ мационная нагрузка школьных программ с каждым годом увеличивается, а количество знаний - уменьшается. Современная школа по преимуществу 327

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz