Манухин, В. П. Гражданское и патриотическое воспитание в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев].- Мурманск, 2013. - С. 311-316.

- опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смысло- образования и смыслостроительства: - опыт разрешения нравственных проблем; - опыт содержательного, духовного общения; - опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольче­ ство, волонтерство и т.д.) Для обеспечения непрерывности и результативности гражданского, патриотического воспитания необходимо решить ряд проблем. 1. Определить приоритеты духовно-нравственного воспитания под­ растающего поколения региона на законодательном уровне. 2. Создать координирующий орган государственной власти по во­ просам духовно-нравственного воспитания, представляющий все обще­ ственные и государственные структуры, работающий е детской и моло­ дежной среде. 3. Определить меры государственной поддержки детских и моло­ дежных самодеятельных организаций и движений. 4. Организовать систему подготовки и повышения квалификации ру­ ководителей (лидеров) самодеятельных организаций. 5. Создать в области центр, координирующий деятельность детских и молодежных самодеятельных организаций и осуществляющий научно- методическое их обеспечение. Задача образовательных учреждений всех уровней состоит в том, чтобы в процессе учебно-воспитательной деятельности обеспечить обуча­ ющимся личностные результаты освоения основных образовательных про­ грамм: 1) сформированность российской гражданской идентичности, патри­ отизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответ­ ственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных ви­ дах гражданской и профессиональной деятельности; 2) сформированность гражданской позиции выпускника как созна­ тельного, активного и ответственного члена российского общества, ува­ жающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою от­ ветственность за благосостояние общества, обладающего чувством соб­ ственного достоинства, осознанно принимающего традиционные нацио­ нальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценно­ сти, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни; 315

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz