Манухин, В. П. Гражданское и патриотическое воспитание в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев].- Мурманск, 2013. - С. 311-316.

ятельность школьных музеев боевой и трудовой славы, шефство школьни­ ков над ветеранами войн, участие в поисковой работе по местам боев и т.д. Эффективное воздействие на подрастающее поколение оказывает проведение на областном и муниципальных уровнях традиционных массо­ вых акций в День Победы и в другие памятные даты. Большое уважение общественности вызывает деятельность поиско­ вых отрядов, Областного центра гражданского и патриотического воспи­ тания под руководством М. Орешеты, деятельность энтузиастов-краеведов J1. Журина, Э. Добровольского, В. Дранишникова и др. Но, к сожалению, большая работа по патриотическому воспитанию в области носит разрозненный характер. Разобщена деятельность учрежде­ ний образования, молодежных объединений, государственных, обще­ ственных структур, работающих с молодежью, организаций Министерства обороны, ДОСААФ, церкви и др. Накопленный в Мурманской области опыт гражданского и патрио­ тического воспитания нуждается в обобщении и систематизации. На его основе необходимо подготовить пособие для участвующих в этой деятель­ ности. Анализ содержания и направленности воспитания гражданственно­ сти и патриотизма детей и молодежи в Мурманской области показывает необходимость поиска оптимального подхода, предполагающего возмож­ ность и целесообразность интеграции в единое целое. Для этого необходи­ ма комплексная программа гражданско-патриотического воспитания всех участников процесса социализации подрастающего поколения. Для реализации гражданского и патриотического воспитания требу­ ются специально подготовленные кадры новой формации. В области необ­ ходимо создать систему опережающей подготовки и повышения квалифи­ кации во всех институтах патриотического воспитания. На сегодняшний день можно назвать ряд препятствий в реализации концепции духовно-нравственного воспитания, осложняющих деятель­ ность педагогов по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и молодежи. 1. Отсутствие в педагогике разработанной методологии духовно­ нравственного воспитания с учетом ситуации, сложившейся в обществе в переходный период. 2. Отсутствие в области общественно признанной и апробированной системы работы в школе по духовно-нравственному воспитанию, а также четко структурированного культурологического курса для учебных заве­ дений. 3. Некомпетентность семьи в вопросах духовно-нравственного вос­ питания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие необходимость мас­ 313

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz