Манухин, В. П. Формирование осознанного выбора профессии / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013.- С. 125-130.

В.П. Manyхин ФОРМИРОВАНИЕ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ПРОФЕССИИ Формирование осознанного выбора профессии является одной из ключевых проблем подготовки подрастающего поколения к трудовой дея­ тельности. Отношение к ней ученых и практиков неоднозначно. Слож­ ность решения этой проблемы обусловлена отсутствием единого подхода и несогласованности действий многочисленных институтов, работающих в данном направлении: индивида, семьи, педагогов, кадровых служб, пред­ приятий и организаций, средств массовой информации, служб занятости населения, социального обеспечения и здравоохранения, окружающей сре­ ды, и других. Основную решающую роль в выборе человеком профессии, по мне­ нию ученых, играют интересы, склонности, здоровье индивида, которые формируются родителями и в процессе целенаправленного организованно­ го обучения. Формирование осознанного выбора профессии мы рассмат­ риваем, прежде всего, в контексте подготовки молодежи к трудовой дея­ тельности как педагогическую, психолого-педагогическую, социально­ педагогическую, информационно-педагогическую, организационно­ педагогическую системы. Методологической основой этой работы является системно­ деятельностный подход. На практике он должен быть представлен в про­ грамме действий различных субъектов кадровой политики, которые зани­ маются профессиональной ориентацией и профессиональным устройством подрастающего поколения с учетом реальной потребности в кадрах эконо­ мики и социальной сферы. Система подготовки кадров в Мурманской области сравнительно молода. Она формировалась постепенно и долго, в ней отразилась история производства, культуры и образования на Кольском полуострове. Четко выраженное ее соответствие потребностям рынка труда она приобрела в последние годы советской власти. В то время регулятором кадровой поли­ тики в крае активно выступали центральные ведомственные органы и пар­ тийные органы управления народным хозяйством. Система формирования осознанного выбора профессии молодыми людьми носила адаптивный ха­ рактер. Серьезный удар сложившейся системе был нанесен в начале 90-х го­ дов в связи с либерализацией общества. Прежде всего результат сказался на потере управляемости подготовки кадров в соответствии с потребно­ стями производства. Современная система профессиональной ориентации молодежи в об­ разовательной сфере области несовершенна. Прежде всего это сказывается на слабой мотивации обучающихся к выбору своей профессиональной дея­ 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz