Манухин, В. П. Формирование осознанного выбора профессии / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013.- С. 125-130.

учиваться и переучиваться. Эффективность профессионального обучения была признана на уровне 7-10%. В 70-е годы акцент в подготовке обучающихся к выбору профессии был сделан на устную пропаганду профессий. В школах создавались учеб­ ные кабинеты профориентации, педагоги были обязаны знакомить школь­ ников с различными профессиограммами. Заслуживает внимания родившийся в то время опыт работы в летний период лагерей труда и отдыха мурманских школьников на базе колхозов и совхозов южных областей. В 60 - 70-е годы ежегодно организовывалось до 20-30 таких лагерей, в них школьники знакомились с сельскохозяйствен­ ным трудом. В то время опыт работы школ по профессиональной ориентации изу­ чался, обобщался органами управления образованием, освещался в сред­ ствах массовой информации. Ежегодно проводились областные, город­ ские, районные научно-практические конференции педагогов, слеты юных тружеников. Большие надежды по подготовке школьников к выбору профессии общественность в начале XXI века возлагала на введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе, углубленного изучения не­ которых дисциплин. Мониторинг учебно-воспитательной работы в системе образования показал, что органам управления есть еще над чем в этом направлении ра­ ботать. В 2011-2012 учебном году 94% обучающихся в 10-11 классах осваи­ вали программы повышенного образовательного уровня, 8,2% - углублен­ ного изучения некоторых дисциплин, 85,8% - профильного обучения. Профильное обучение представлено по восьми направлениям: - социально-гуманитарный - 19,9%; - социально-экономический - 17%; - технологический - 12,8%; - физико-математический - 14%; - химико-биологический - 12%, - филологический - 8%; - физико-химический - 14% - оборонно-спортивный - 1,6%; - иные профили - 8,9%. 1% старшеклассников обучается по индивидуальным образователь­ ным программам профильного обучения. Насколько такой расклад соот­ ветствует реальной потребности рынка труда, сказать сложно, так как учреждения образования не имеют информации о перспективах потребно­ стей в кадрах в разрезе специальностей. К сожалению, направления профильного и углубленного обучения школьников организованы на основе возможностей школы и желания ро­ 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz