Манухин, В. П. Формирование осознанного выбора профессии / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013.- С. 125-130.

тельности с учетом реальной ситуации развития производства. Серьезные последствия приходится сегодня преодолевать в трудовом воспитании обучающихся из-за не всегда продуманных реформ в образовании. Система формирования кадров в экономической и социальной сфере в Мурманской области имеет свою специфику. Долгие годы формирование рабочих кадров и специалистов на предприятиях и в строительных органи­ зациях шло за счет оргнабора, комсомольского призыва, переселенцев, ссыльных категорий населения. Первые профессиональные средние учеб­ ные заведения появились в области в начале 30-х годов. До 1966 года в об­ ласти не было своего управления профтехобразования, профессиональные училища и школы фабрично-заводского образования находились в ведении Карельского управления профтехобразования. Инженерно-технические кадры и интеллигенция формировались за счет выпускников учебных за­ ведений других регионов. Система подготовки кадров в регионе имеет ма­ лый опыт во взаимодействии с различными отраслями народного хозяй­ ства. Начавшаяся складываться система подготовки кадров и профессио­ нальной ориентации молодежи была разрушена ситуацией либерализацией общества, активным развитием неуправляемой негосударственной систе­ мы профессионального образования. Трудности в формировании кадров объяснялись более высокими за­ тратами на обучение и социально-бытовое устройство людей в Мурман­ ской области, чем в средней полосе России. Кадровые службы и руководи­ тели предприятий считали более экономически выгодным приглашать в область выпускников из других регионов, чем вкладывать средства в орга­ низацию учебных заведений на территории области. Важнейшей задачей для органов власти в этих условиях было за­ крепление приезжих кадров в регионе, адаптация их к жизни и труду в условиях Заполярья. В истории образования области мы находим многократные попытки усовершенствовать профессиональную ориентацию учащейся молодежи, превратить ее в осознанный выбор профессии. В 60-е годы прошлого века в школах вводилось профессиональное обучение. Вместе с аттестатом о среднем образовании выпускники школы получали документы о приобре­ тенной рабочей профессии. Во всех средних школах создавались мастер­ ские по обработке дерева и металла, кабинеты обслуживающего руда, от­ крывались межшкольные учебные кабинеты (кое-где они и сейчас дей­ ствуют). На промышленных предприятиях создавались учебные цеха и участки. Ежегодно проводились смотры и конкурсы учебно-материальной базы для производственного обучения, среди учащихся устраивались кон­ курсы на лучшее овладение мастерством в школе. Но, как было признано впоследствии, эффективной такой профессиональной подготовки была очень низкой. Придя на производство, ученики школы должны были до­ 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz