Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013. - С. 317-325.

В.П. Манухин НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Регион - это территориальная и социально-культурная общность, представляющая уникальное сочетание природных, экономических, соци­ альных и политических процессов, обеспечивающих социальное воспроиз­ водство в биологическом, экономическом, образовательном, научном, со­ циокультурном и других аспектах (Загвязинский Б.И., Вульфсон Б.М., Ясвин Б.А. и др.) Регион характеризуют как образовательное пространство, образова­ тельную среду, как совокупность образовательных стандартов. В зарубеж­ ной практике оформилась психолого-педагогическая концепция средо­ ориентированного обучения, использующая в качестве базового компонен­ та «обучающую среду». Система образования Мурманской области - часть российской си­ стемы образования. У нее такие же цели, задачи, принципы и стандарты, требования, структура, традиции, порядок финансирования и ресурсного обеспечения и т. п. В то же время, территориально-географическое положение, уникаль­ ный характер природы Заполярья, ресурсный потенциал региона, своеоб­ разие экономики, истории и культуры края оказывают своеобразное непо­ средственное влияние. Все это проявляется в государственной политике в сфере образова­ ния, в системе управления образованием, в содержании образования, в ме­ тодах и технологиях учебной деятельности, в структуре сети образова­ тельных учреждений, в режиме их деятельности, в социально-правовом положение педагога, в научно-методическом обеспечении учебно- воспитательного процесса, в ресурсном и финансовом обеспечении обра­ зования и др. Последние годы региональный компонент системы образования спе­ циалисты и ученые в основном рассматривается только с позиции содер­ жания образования, исключаются множество других региональных факто­ ров, позитивно или негативно влияющих на воспитание и развитие детско­ го населения. Целостная картина образования в регионе будет получена, если про­ цесс обучения и воспитания рассматривать в совокупности специально ор­ ганизованных и неорганизованных, случайных, недеятельностных влияний образовательной среды, а также с учетом индивидуальной активности субъекта. «Обучение и воспитание человека осуществляется в конкретном пространстве, месте, охватывающем человека и среду его обитания в про­ цессе их взаимодействия, результатом которого является приращение ин­ 317

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz