Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013. - С. 317-325.
В.П. Манухин НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Регион - это территориальная и социально-культурная общность, представляющая уникальное сочетание природных, экономических, соци альных и политических процессов, обеспечивающих социальное воспроиз водство в биологическом, экономическом, образовательном, научном, со циокультурном и других аспектах (Загвязинский Б.И., Вульфсон Б.М., Ясвин Б.А. и др.) Регион характеризуют как образовательное пространство, образова тельную среду, как совокупность образовательных стандартов. В зарубеж ной практике оформилась психолого-педагогическая концепция средо ориентированного обучения, использующая в качестве базового компонен та «обучающую среду». Система образования Мурманской области - часть российской си стемы образования. У нее такие же цели, задачи, принципы и стандарты, требования, структура, традиции, порядок финансирования и ресурсного обеспечения и т. п. В то же время, территориально-географическое положение, уникаль ный характер природы Заполярья, ресурсный потенциал региона, своеоб разие экономики, истории и культуры края оказывают своеобразное непо средственное влияние. Все это проявляется в государственной политике в сфере образова ния, в системе управления образованием, в содержании образования, в ме тодах и технологиях учебной деятельности, в структуре сети образова тельных учреждений, в режиме их деятельности, в социально-правовом положение педагога, в научно-методическом обеспечении учебно- воспитательного процесса, в ресурсном и финансовом обеспечении обра зования и др. Последние годы региональный компонент системы образования спе циалисты и ученые в основном рассматривается только с позиции содер жания образования, исключаются множество других региональных факто ров, позитивно или негативно влияющих на воспитание и развитие детско го населения. Целостная картина образования в регионе будет получена, если про цесс обучения и воспитания рассматривать в совокупности специально ор ганизованных и неорганизованных, случайных, недеятельностных влияний образовательной среды, а также с учетом индивидуальной активности субъекта. «Обучение и воспитание человека осуществляется в конкретном пространстве, месте, охватывающем человека и среду его обитания в про цессе их взаимодействия, результатом которого является приращение ин 317
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz