Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013. - С. 317-325.

Дополнительные требования вносят климатические условия и в ор­ ганизацию внеклассной и внешкольной работы с детьми. С большим риском связана организация туризма, часто приходится переносить сроки спортивных соревнований из-за неожиданных изменений погоды. Определенные затруднения в Заполярье встречаются в реализации содержания государственных образовательных стандартов в начальных и в старших классах. Прежде всего, по таким дисциплинам, как биология, фи­ зическая культура, технология В предпрофильной подготовке и профильном обучении в области ограничены возможности организации сельскохозяйственного профиля. В сельской местности проживает только 7% населения. Мало предприятий, на которых возможно проходить практику. Особо следует отметить трудности в трудовой подготовке молодежи. Горно-химическая, металлургическая, рыбная, оборонная промышленно­ сти ограничивают возможности профессиональной ориентации учащихся непосредственно в школах и профтехучилищах. Для посещения обучаю­ щимися производства установлен ценз - 18 лет. Отсюда и необходимость по ряду профессий подготовку в училищах осуществлять с 17,5 лет и старше. В то же время школа призвана ориентировать учащихся на про­ фессии родителей, настраивать их на работу в Мурманской области. От­ сюда от педагогов требуется большое мастерство, чтобы в рамках только школьного класса ориентировать детей на профессии горняка, металлурга, военного. В профтехучилищах приходилось создавать материальную базу для трудовой подготовки молодежи, значительно отличающуюся от суще­ ствующего производства - учебные корабли, полигоны, рудники, карьеры и т. п. Заполярные условия региона требуют от педагога постоянно обога­ щать содержание, технологии и методы осуществления учебно- воспитательного процесса в школе в связи с ускоренными темпами разви­ тия региона. Каждое образовательное учреждение может найти в природно- климатических, социально-экономических, демографических и иных усло­ виях факторы, содействующие повышению качества учебно- воспитательного процесса. На практике сегодня органы управления образованием обеспокоены прежде всего поиском, устранением и снижением уровня влияния на обра­ зовательный процесс негативных факторов, которые связаны с климатом и экономикой, условиями проживания детей, возможностями для творческой работы педагогов. В основу современной модели регионального образования заклады­ ваются такие принципы, как открытость образования внешним запросам, применение проектных методов, логика действий по системе «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, 324

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz