Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013. - С. 317-325.
иногда до года, живут в отрыве от семьи, трудятся на морских судах в оке ане, несут службу далеко от дома, у некоторых труд организован вахтовым методом. Непосредственное общение с детьми во времени ограничено. Мать одна обеспечивает жизнедеятельность детей. Мужского влияния на детей зачастую не хватает. В Мурманской области меньше, чем в других регионах непосред ственно участвуют в воспитании детей бабушки и дедушки, достигнув пенсионного возраста и имея большой трудовой стаж, меняют место жи тельства и уезжают в среднюю полосу или южные регионы страны, остав ляя внуков и правнуков на воспитание только родителям. У жителей Кольского Севера сложились особые отношения с приро дой. Культура поморов и саамов как самостоятельных этнических групп отражает отношения людей и природы в верованиях, обычаях и традициях, пришедших из глубины веков и позволявших выживать жителям Севера в суровых природно-климатических условиях. Своеобразие северорусской морской культуры заключалось в том. Что в ней родовой образ матери сы рой земли был перенесен на исходно чужую область пространства моря. Традиции охоты и рыбалки, выпаса оленей свидетельствуют об умении жить в гармонии с природой и не истощать при этом природные ресурсы (Маркова Г.Е.) В регионе сложилась своеобразная система экологического воспита ния населения, прописанная в целом ряде нормативных документов. В ка честве цели экологического просвещения населения через различные объ екты информационного экологического пространства области рассматри вается формирование нравственного отношения жителей Кольского севера к окружающей природной среде, проводится работа по созданию системы непрерывного экологического образования в области. Школа не может не учитывать и временный характер проживания многих семей на Кольском полуострове. Растущая миграция населения, большая текучесть детей, особенно в гарнизонных школах, заставляет пе дагогов принимать меры по адаптации в коллективе вновь прибывших, по оказанию им дополнительной помощи в учебе. Особые условия Заполярья затрудняют в школах выполнение учеб ной программы по целому ряду предметов и требуют создания дополни тельных условий. Учителям биологии необходимы теплицы и оранжереи, по физической культуре в средней школе на 22 и более классов в соответ ствии с расписанием требуется два спортивных зала. В школах Заполярья не удается выполнить в полном объеме учебную программу по физической культуре. На открытых площадках проводятся не более 8~10 уроков в сен тябре и мае, остальная часть программы проводится в спортивных залах. Большая часть уроков проводится при дожде и сильном ветре. Часть спор тивных соревнований и массовых спортивных праздников приходится проводить в закрытых помещениях. 323
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz