Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013. - С. 317-325.

11. Программа факультатива «Из истории русской церкви». Автор Г В. Лукина. Областному институту повышения квалификации, городским и рай­ онным информационно-методическим центрам рекомендовано организо­ вать обучение учителей реализации регионального компонента содержа­ ния образования. Одной из особенностей построения системы образования в Заполярье является ее повышенный уровень требований к сохранению, укреплению и развитию здоровья обучающихся, что просматривается на протяжении всей истории образования в крае. В многочисленных планах и программах, принимаемых органами власти по повышению результативности образова­ тельной сферы, в методических рекомендациях для учителей всегда под­ черкивалась необходимость укрепления здоровья детей при перестройке и обновлении учебно-воспитательного процесса. В этих целях в школах накоплен полезный опыт. Характерная особенность поведения жителя Заполярья - постоянна ориентация в своей деятельности на погодные условия. Они с большим вниманием слушают сводки погоды, с интересом воспринимают метеоро­ логический прогноз. У детей еще в семье формируется установка одевать­ ся и обуваться для игры и прогулок с учетом ухудшения погоды. Психоло­ гию поведения ребенка, ориентированного на изменчивую и неблагопри­ ятную погоду в целях сохранения и укрепления здоровья призвана форми­ ровать школа. В школе дети ведут дневники наблюдения, делают графики изменений. Жаль, что сегодня в школах нет метеорологических и геогра­ фических площадок, которые помогали бы в экологическом воспитании обучающихся. Особенность трудового воспитания связана и с тем, что в семьях се­ верян мало объектов для повседневного приобщения детей к физическому труду по самообслуживанию и самообеспечению. Как правило, у семей мало дачных участков, нет частных огородов, мало деревянных собствен­ ных жилых строений, проживают дети в основном в благоустроенном жи­ лье. В отдельных квартирах в конце XX века проживало 81,1% всего населения, в коммунальных - 8%, в общежитиях - 4,4%, в индивидуаль­ ных домах - 0,7%. В среднем на одного жителя приходится 9 кв. м жилой площади. 96% населения имеют жилье с центральным отоплением, водо­ проводом, 95,6% - с канализацией, 90,2% - с горячим водоснабжением, 84,6% - с газом или электроплитой, 90,3% - с ванной или душем. Условия для привлечения детей и подростков к физическому труду в бытовой сфере весьма ограничены. Поэтому в трудовой подготовке учащихся возрастает роль государственно-общественной системы образования. Возрастает в Заполярье роль и ответственность матерей в семейном воспитании детей. Отцы на долгое время, порой на несколько месяцев, 322

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz