Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013. - С. 317-325.

В связи с сокращением населения в области возникла проблема несоответствия темпов сокращения контингентов обучающихся в общеоб­ разовательных учреждениях и числа учителей и других работников. Остается еще много нерешенных вопросов обеспечения качествен­ ного образования обучающихся с различными образовательными потреб­ ностями. Сеть профессиональных учреждений профессионального образова­ ния, содержание и направленность их работы не адекватны рынку труда и потребностям экономики области, 80% деятельности вузов обеспечивают подготовку специалистов гуманитарного профиля. Сеть образовательных учреждений региона представлена 685 обра­ зовательными учреждениями (2010 г.), в том числе: 303 детских дошкольных учреждения, 213 общеобразовательных, 12 детских домов, 78 учреждений дополнительного образования, 41 учреждение начального и среднего профессионального образова­ ния, 29 высшего профессионального образования, 6 межшкольных учебных комбинатов, 2 центра медико-психологического сопровождения. Однако, возможности образовательной сети используются далеко не полностью, основная причина несоответствия потребностям населения и рынку труда в том, что не учитывается демографическая ситуация. За по­ следние 15 лет численность населения в регионе сократилась более, чем на 15%, что болезненно отразилось на образовании. Численность обучаю­ щихся упала со 144 тысяч человек до 73 тысяч, почти в два раза. Не полностью используются возможности мотивации педагогов к освоению инноваций. Как показало анкетирование, 42% учителей участ­ вуют в институциональных, муниципальных, региональных, федеральных экспериментах; 66% педагогов проводили открытые уроки для учителей своей школы, 31% - для педагогов других школ. Руководители общеобразовательных учреждений не в полной мере владеют необходимыми в условиях модернизации теоретическими знани­ ями по организации хозяйственно-финансовой деятельности, мотивации педагогов к повышению качества образования, по внедрению инноваций в образовательный процесс, современными подходами к привлечению об­ щественности к участию в управлении образованием, что негативно отра­ жается на качестве практической управленческой деятельности. Учительство Мурманской области традиционно в содержание обра­ зовательных программ включает местный материал. В истории образова­ ния накоплен интересный и полезный опыт изучения природы Заполярья, 320

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz