Манухин, В. П. Национально-региональный компонент образования в Мурманской области / В. П. Манухин // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (7-9 ноября 2013 года) / [отв. ред. В. Р. Цылев]. - Мурманск, 2013. - С. 317-325.

фективно строить патриотическое воспитание учащихся. На территории полуострова и в омывающих его водах базируются контингенты различно­ го рода Вооруженных сил России. Школы и учебные заведения имеют ре­ альную возможность привлечения воинской общественности к воспитанию детей и молодежи, осуществлять взаимодействие с командованием и поли- торганами по подготовке молодежи к защите Отечества. Через мурманский порт круглогодично осуществляется сообщение со многими странами мира, У мурманчан есть возможность общаться с людьми, видевшими и знающими другие города и страны, на практике убеждаться в значении знания иностранного языка в профессиональной деятельности. Мурманская область - особый регион, где накоплено уникальное эт­ нокультурное наследие. Кольский полуостров богат не только природными ресурсами. Здесь сосредоточено и самое большое в России количество эт­ нических сообществ. Причем, они не забывают о свои традиции, а сохра­ няют их в песнях и танцах. Здесь образовался интересный полиэтнический сплав. По статистике, в Мурманской области проживают представители более 120 этнических групп. Основная часть - русские (85%), более 1,2 тысячи немцев, около 3 тысяч чувашей, 600 грузин, почти 57 тысяч украинцев и 20 тысяч белору­ сов. Плюс - азербайджанцы, грузины, армяне, карелы, финны, молдаване, башкиры, поляки, марийцы и другие. К коренному населению относятся саамы и ненцы, к старожильческому - поморы, которые обосновались здесь в XV веке, и коми-ижемцы. Национальные ремесла, промыслы, фольклор сохраняют не только старики, но и молодежь. Созданы десятки национально-культурных автономий и общественных организаций. Севе­ ру, в отличие от юга, удается обходиться без межэтнических конфликтов. Уникальная особенность образования - организация обучения и вос­ питания детей коренной национальности саами. В истории края делались попытки в конце 19 века и в 30-е годы 20 века создать письменность, но только в 80-е годы прошлого века изданы учебные пособия для изучения языка и культуры саамов. Введено преподавание саамского языка для де­ тей саамов, организовано обучение национальным ремеслам, профессио­ нальная подготовка кадров для оленеводства. Образование в Мурманской области является важнейшей составной частью социальной сферы, в ней заняты почти 350 тысяч человек. В образовательной системе приоритетными направлениями является обеспечение доступности и качества всех уровней образования и система показывает стабильные результаты. Вместе с тем, существует ряд проблем, решение которых требует бо­ лее решительных действий, применения программно-целевого подхода, рационального использования бюджета. 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz